Президент Ирана заинтересовался российскими предложениями.
Фото Reuters
Иран готов возобновить переговоры по ядерной проблематике с «шестеркой» и рассчитывает, что российская инициатива облегчит поиск компромисса. Министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи также пообещал, что ИРИ внимательно изучит предложенный Москвой план пошагового разрешения кризиса и выступит с предложениями по его доработке.
«Мы ознакомили наших иранских коллег с концепцией взаимности и поэтапности. Это российская инициатива, которая в целом воспринята другими участниками «шестерки». И могу с удовлетворением сказать, что наши иранские партнеры проявили живой интерес к тому, чтобы в этом русле поработать совместно», – сказал глава МИД РФ Сергей Лавров на состоявшейся вчера пресс-конференции по итогам переговоров с иранским коллегой. По его словам, в Москве рассчитывают, что предложенная инициатива поможет продвигаться быстрее, чем это было до сих пор, и возобновить переговоры уже в ближайшее время.
Со своей стороны, Салехи напомнил, что Иран не потерпит никакого внешнего давления. «Мы исходим из того, что сотрудничество и переговорный процесс – это наиболее разумные подходы и методы», – подчеркнул глава иранской дипломатии. Он дал понять, что инициатива России как раз удовлетворяет этим требованиям.
«Мы считаем, что в этом проекте есть хорошие элементы. Он одновременно обязывает все стороны. Мы договорились о том, что изучим все подробности этого проекта и путем экспертной работы будем продолжать его совершенствовать», – сказал Салехи.
Ранее президент Ирана Махмуд Ахмадинежад высоко оценил усилия России по возобновлению диалога по ядерной проблематике. «Иран приветствует предложенный Россией пошаговый подход и готов выступить с предложениями о сотрудничестве», – сообщил секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, который накануне встречался с иранским лидером.
С аналогичным заявлением выступил секретарь Совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили. Он указал, что российское предложение может стать основой для «переговоров по региональному и международному сотрудничеству, особенно в области мирного атома». «Мы и «шестерка» можем наладить сотрудничество, опираясь на эту стратегию», – отметил Джалили.
Напомним, суть предложенной РФ инициативы сводится к тому, чтобы постепенно смягчать санкции в ответ на конкретные шаги Ирана, направленные на снятие озабоченностей международного сообщества, прежде всего через более активное сотрудничество с МАГАТЭ.
Между тем Сергей Лавров вчера отказался делать предположения относительно того, когда же будет решена иранская ядерная проблема. Он лишь дал понять, что многое будет зависеть от того, насколько быстро стороны перейдут к решению конкретных вопросов.
При этом в Москве рассчитывают, что иранцы, от которых в первую очередь зависит возобновление переговоров, помогут перейти к активной фазе дальнейшей работы и по ее итогам выйти на окончательное закрытие этого вопроса.
Глава МИД РФ пообещал, что Россия будет делать все необходимое, чтобы способствовать прогрессу переговоров. Причем в этих усилиях примет деятельное участие президент Дмитрий Медведев.
Некоторые наблюдатели сдержанно реагируют на оптимистичные заявления, которые звучат в Москве и Тегеране. Их, в частности, настораживает тот факт, что ИРИ будет пока лишь изучать российскую инициативу, и насколько затянется этот процесс, пока неясно. Другой повод для озабоченности дают заявления иранской стороны о том, что Исламская Республика продолжит обогащение урана и даже утроит объем производства. А ведь именно обогащение урана вызывает наибольшие протесты на Западе.
Впрочем, если Иран действительно устал от санкций и ищет приемлемый компромисс с международным сообществом, то российская инициатива дает ему реальный шанс выйти из кризиса и сохранить престиж, поскольку она не предполагает каких-то схем, ущемляющих его национальную гордость вроде отправки обогащенного урана за границу. Речь здесь идет скорее о расширении сотрудничества с МАГАТЭ, которое Тегеран вполне может представить как жест доброй воли со своей стороны.
В результате ИРИ может оказаться в достаточно выгодном положении. С одной стороны, она без ущерба для престижа избавится от санкций, которые негативно сказываются на ее внешнеэкономической деятельности. С другой стороны, останется фактически пороговым ядерным государством, которое обладает всеми необходимыми технологиями, чтобы в относительно сжатые сроки обзавестись атомной бомбой, если этого потребует обстановка.