Россия остается в центре усилий по разрешению международного кризиса вокруг ядерной программы Исламской Республики Иран (ИРИ). Вчера в Москву прилетел министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи. Главной темой переговоров станет предложенный РФ план поэтапной отмены санкций в обмен на расширение сотрудничества ИРИ с МАГАТЭ. США приветствовали стремление России подтолкнуть Иран к сотрудничеству с международным сообществом.
Официально повестка дня визита главы МИД Ирана включает широкий круг вопросов. Планируется обсуждение и двусторонних отношений, и региональной проблематики. Однако в свете сохраняющегося тупика на переговорах по ядерной проблематике именно эта тема обещает выйти на первый план.
Тем более что именно с усилиями РФ сейчас связаны основные надежды на возобновление конструктивного диалога.
Высокопоставленный источник в дипломатических кругах дал понять «НГ», что позиция Москвы не претерпела за последнее время существенных изменений. РФ по-прежнему не считает возможным введение дополнительных санкций в отношении Ирана, поскольку задача санкций не удушить экономику ИРИ, а донести до ее правящих кругов некий сигнал.
Впрочем, Россия обеспокоена тупиком на переговорах. Поэтому она предложила план поэтапного преодоления кризиса на основе принципа «действие в обмен на действие», начиная с простейших шагов. Как подчеркнул источник, с тех пор содержание этого документа не изменилось.
Как отметил в июне министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, согласно этому плану, если Иран пойдет на какой-то конкретный шаг, международное сообщество ослабит давление, например, не станет вводить новые односторонние санкции. «Когда Иран сделает что-либо в целях расширения доступа экспертов МАГАТЭ к местам, куда представители Агентства захотят отправиться, мы приостановим действие санкций. И так далее. Нам нужно ясно показать Ирану, что, если он пойдет на сотрудничество и будет удовлетворительным образом реагировать на требования МАГАТЭ, тогда он увидит свет в конце туннеля», – считает Лавров.
Другими словами, Москва предлагает отказаться от «кнута», санкций и угроз в диалоге с Ираном и сделать акцент на «пряниках». Тем более что пока никто не может однозначно доказать, что иранская ядерная программа преследует военные цели. Ключевая роль здесь отводится представителям МАГАТЭ, которые и должны будут вынести окончательный вердикт.
Хотя Тегеран настаивает, что не получал официальных предложений на этот счет, пошаговый подход был фактически изложен иранскому руководству еще в июле месяце. С тех пор идут оживленные консультации. Причем на весьма высоком уровне. К примеру, по информации Bloomberg, предложенный Москвой план обсуждался в понедельник на переговорах секретаря Совбеза РФ Патрушева с Саидом Джалили, секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана.
Действия России получили на днях поддержку из-за океана, передает Интерфакс. Официальный представитель Госдепартамента Виктория Нуланд заявила, что США приветствуют любые усилия России, направленные на изменение позиции Ирана в отношении его ядерной программы.
По ее словам, разрешение этого кризиса остается приоритетом внешней политики США. «Поэтому мы работаем с Россией и хотели бы видеть, что русские могут добиться какого-то прогресса в отношении Ирана», – отметила Нуланд. Она подчеркнула, что США ведут серьезные консультации с Россией по иранской проблематике как на уровне глав внешнеполитических ведомств, так и на уровне экспертов.
«В соответствии с нашим общим двухвекторным подходом США и страны «шестерки» будут готовы возобновить переговоры, когда Иран со всей серьезностью отнесется к озабоченностям стран «шестерки», – заявила Нуланд.
Со своей стороны, ИРИ делает определенные примирительные жесты. В частности, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в очередной раз заявил, что его страна не пытается создать ядерное оружие. «Мы против него, исходя из наших убеждений, – наша религия говорит, что оно запрещено», – сказал он в интервью телеканалу Russia Today.
Кроме того, чтобы создать ядерную бомбу, любой стране нужно затратить неоправданно большое количество ресурсов, что само по себе создаст угрозу ее безопасности. При этом наличие ядерного оружия не гарантирует победу в конфликте. Особенно если противником являются партизанские формирования.