Лондонская полиция стала гораздо жестче обходиться с лицами, подозреваемыми в грабежах и погромах.
Фото Reuters
После нескольких дней «шопинг-бунтов» ночь на четверг прошла в Лондоне и других крупных городах Англии без явных попыток грабежа и разбоя. Но стянутые в районы беспорядков полицейские силы продолжали патрулирование и проводили аресты выявленных мародеров. Затишье дало возможность политикам начать дискуссию об эффективности действий властей.
В столице и других крупных городах Англии ныне по ночам бодрствуют не только полицейские, но и судьи. Суды работают в круглосуточном режиме, рассматривая в срочном порядке дела задержанных за мародерство. По официальным данным, по состоянию на четверг всего в стране арестованы 1300 человек, в том числе в Лондоне 888. Их дела полиция передает в суды. Обвинения в нарушении порядка, разбое и мародерстве уже выдвинуты почти против 160 человек.
Аресты продолжаются. Работе полиции по выявлению участников грабежей помогают фотоснимки и видеоматериалы, сделанные видеокамерами и бдительными гражданами, особенно из числа участников возникших во многих городских кварталах групп и отрядов самозащиты.
О том, что англичане активно берут в свои руки защиту частных домов и магазинов, говорит хотя бы такой факт. В Лондоне был вынужден закрыться магазин Amazon, где можно было купить дубинку – этот товар расхватывали как горячие пирожки.
Активность групп самозащиты грозит ухудшением отношений между этническими общинами. Об этом говорят сообщения из Бирмингема, где в среду состоялись похороны трех мусульман, погибших под колесами автомобиля, в котором, как считается, находились мародеры. Жертвы наезда участвовали в охране одной из городских бензоколонок. На траурной церемонии, в которой кроме мусульман участвовали сикхи, звучали призывы провести «марш протеста» в кварталах, из которых приехали мародеры. Большинство собравшихся не поддержали этот призыв, но было опасение, что межрасовые и межэтнические столкновения все же могут произойти – настолько сильными были слова ненависти, прозвучавшие в толпе.
В одном из районов юго-восточного Лондона произошла стычка между полицейским нарядом и группой самозащиты, в составе которой, согласно газетным отчетам, были «белые мужчины среднего возраста». Самозваные дружинники бросали в полицейских камни и пивные бутылки. В конце концов их разогнали.
«Кто виноват?» и «Что делать?» – эти два стандартных вопроса общественных дискуссий все более активно поднимают британские политики и чиновники. Отвечая на них, глава правительства Дэвид Кэмерон старательно нахваливает полицию и обещает ей помощь, в том числе путем предоставления в ее распоряжение водометных пушек. «Через 24 часа после поступления соответствующей заявки», – заявил Кэмерон. Высшие полицейские чины отнеслись к этому обещанию не без иронии. Водометы им не нужны, тем более что активные действия полиции уже возымели эффект. Но неясно, как придется действовать в будущем.
В то же время полицейское начальство ставит под вопрос решение правительства о сокращении расходов на службы поддержания порядка на 20%. Согласно этим планам, численность полиции должна быть сокращена к 2015 году на 16 тыс. человек – ровно на столько, сколько сейчас полицейских сосредоточено в столице Великобритании.
Как заявил председатель Ассоциации полицейских начальников Хью Орд, после проведения намеченных сокращений полиции будет еще труднее справляться с чрезвычайными ситуациями. «Дать задний ход» решению о сокращении полицейской службы призвал Кэмерона мэр Лондона Борис Джонсон, являющийся однопартийцем премьер-министра. За пересмотр решения о снижении расходов на полицию и ее сокращении выступили также лейбористы и рядовые члены фракции Консервативной партии в парламенте. По мнению последних, премьер действует без реального учета обстановки. Все эти выступления расцениваются британской печатью как признак растущей изоляции премьер-министра.
На экстренном заседании парламента, прошедшем в четверг, вопрос об отказе от экономии за счет служб правопорядка был поднят лидером лейбористов Эдом Милибэндом. Однако Кэмерон проявил твердость и пообещал продолжить урезание расходов на полицию.