В Синьцзяне, на западной окраине КНР, активизировались сепаратисты. Они напали на полицейских и посетителей китайского ресторана. Центральные власти вкладывают огромные средства в экономику региона. Однако коренные жители возмущены наплывом китайских переселенцев. Напряженность усиливается из-за того, что боевики проникают в Синьцзян из Пакистана.
Первый секретарь парткома Компартии Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе в речи перед партийцами потребовал принять жесткие меры в борьбе с террористами и религиозными экстремистами. Секретарь парткома Чжан Чуньсянь выступил с этим обращением после того, как в Кашгаре, древнем центре торговли и исламской культуры, боевики, как полагают, уйгуры по национальности, совершили нападение на полицейских и китайский ресторан. По сообщению агентства Reuters, в конце июля в результате терактов погибли 14 человек, 42 были ранены. Нападавшие убили хозяина ресторана и официанта, а затем зарезали еще четырех человек на улице. По версии пакистанской газеты PakTribune, военную подготовку они получили в Пакистане в зоне племен, вблизи границы с Афганистаном.
Насилие на почве национальной и религиозной вражды в Синьцзяне – не редкость. В июле 2009 года в Урумчи, столице автономного района, вспыхнул бунт, во время которого погибли около 200 человек, в основном ханьцев (китайцев).
На фоне прежних межэтнических столкновений последняя вылазка фанатиков выделяется тем, что, по словам китайских официальных лиц, они проникли из Пакистана и входили в группировку Исламское движение за Восточный Туркестан (ETIM). А обучали боевиков в лагерях «Аль-Каиды». Об этом рассказал на допросе боевик, попавший в руки китайских стражей порядка.
Обвинения в адрес Пакистана, прозвучавшие в Пекине, повергли Исламабад в смятение. Тем более что, как утверждает пакистанская пресса, беспокойство по поводу действий ETIM было высказано Пакистану на самом высоком уровне. Председатель КНР Ху Цзиньтао сказал об этом в телефонном разговоре с президентом Пакистана Асифом Али Зардари.
Китай – главный союзник и опора Пакистана. Газета Pakistan Observer в этой связи пишет: Пакистан находится на пороге изоляции. Неудивительно, что Исламабад хочет как можно скорее погасить недовольство Пекина. В Китай был срочно направлен генеральный директор межведомственной разведки генерал Шуджа Паша. Итоги его миссии не обнародованы. Но известно, что между КНР и Пакистаном заключены три соглашения о борьбе с экстремистами. На основе этих соглашений пакистанские власти выдали ранее Китаю 10 членов ETIM. Впрочем, международные наблюдатели полагают, что эта экстремистская организация не играет большой роли в Синьцзяне. Антикитайские настроения среди уйгуров подхлестывает то, что блага от щедрых инвестиций Пекина в регионе получают переселенцы – ханьцы, а не уйгуры. За период с 2010 по 2015 год центральное правительство собирается вложить в Синьцзяне 300 млрд. долл. Предполагается проложить железную дорогу в Пакистан, а затем продлить ее до побережья Индийского океана. «Но что проку от этой дороги, если уйгурам трудно получить паспорт для выезда за границу», – сказал газете Wall Street Journal местный торговец.