Завершается подготовка к загрузке ядерного топлива в реактор АЭС, которая строится в Индии при помощи РФ. Первый энергоблок должен быть запущен до конца года. Но после принятия Дели законов, возлагающих ответственность за инциденты на поставщика, остается открытым вопрос о разделе возросших расходов за риски. Как утверждает индийский эксперт, стороны не пришли к согласию. По мнению российского специалиста, новые законы обратной силы не имеют.
Соглашение о сооружении АЭС «Куданкулам» в штате Тамилнад между СССР и Индией было подписано в 1988 году. Но из-за проблем, возникших после распада нашего государства, строительство началось в 2002 году. Сейчас пуско-наладочные работы, предшествующие загрузке свежего ядерного топлива в реактор первого энергоблока, как передало агентство РИА Новости, вступили в заключительную фазу. Как ожидают, первый энергоблок будет запущен к концу нынешнего года, а второй – в 2012 году.
Хотя катастрофа в Японии несколько охладила энтузиазм индийцев по поводу АЭС, в Дели заявляют, что альтернативы развитию ядерной энергетики нет. Кроме угля, страна обделена другими энергоресурсами. Поэтому Индия планирует построить 30 атомных реакторов. Главным образом при участии зарубежных поставщиков.
Россия – пока единственная страна, которая строит в Индии АЭС. Как сохранить лидерство? Индийский рынок важен для Москвы. Директор Центра энергетики и безопасности, главный редактор журнала «Ядерный клуб» Антон Хлопков сказал в ходе видеомоста между Москвой и Дели, что в ближайшие 20 лет каждый второй блок, который РФ построит за рубежом, будет сооружен в Индии.
В состязание за контракты готовы вступить Франция, США, Южная Корея. На пути расширения сотрудничества возникла более серьезная проблема, чем потенциальная конкуренция. Индийский парламент принял законы, которые возлагают ответственность за возможные аварии в течение всего срока работы реактора на сторону, поставившую его. В результате риски изготовителей оборудования для АЭС резко возрастают.
Корреспондент «НГ» спросил участников видеомоста Москва–Дели, посвященного теме русско-индийского сотрудничества, распространяется ли действие новых законов на АЭС «Куданкулам». Вопрос непростой. Документы о создании двух энергоблоков были подписаны сторонами в 1988, 1998 и 2010 годах. В принципе достигнута договоренность, что РФ построит в районе Куданкулам еще четыре блока.
Будет ли РФ нести дополнительную ответственность за них? Декан факультета управления и экономики высоких технологий Национального университета МИФИ Александр Путилов сказал, что по международному праву закон обратной силы не имеет. Следовательно, он не должен действовать в отношении двух строящихся блоков. Хлопков признал, что законы вызывают озабоченность в РФ. Она не заинтересована в том, чтобы стоимость проектов, а значит, и цена электроэнергии для потребителя возрастала.
Ведущий сотрудник Индийского совета по оборонным и стратегическим исследованиям Балачандран ответил, что соглашение 2008 года освобождает РФ от ответственности, но неизвестно, есть ли подобное положение в документе 2010 года. Оба документа секретные. Как полагает эксперт, между сторонами возникли разногласия. Индийцы хотят, чтобы действовала договоренность от 2010 года, россияне – 2008-го. Иными словами, проблема не урегулирована.
Во время видеомоста говорилось и о последствиях нового решения Группы ядерных поставщиков (ГЯП), куда входят более 30 стран, в том числе РФ. ГЯП ввела запрет на доступ к чувствительным технологиям обогащения и переработки урана для стран, которые не подписали Договор о нераспространении.
Индия расценила этот шаг как проявление «ядерного апартеида». Ведь она четко соблюдает международные режимы ограничения передачи чувствительных технологий. А Пакистан, по словам Балачандрана, нарушал эти ограничения. Другой обладатель ядерного оружия, Израиль, не заинтересован в международном сотрудничестве в этой сфере. Следовательно, запрет бьет только по Индии. Во время дискуссии участники моста пришли к выводу, что запрет ГЯП касается технологий обогащения и переработки урана, но не препятствует строительству АЭС. То есть он не повлияет на программу российско-индийского сотрудничества в области строительства атомных электростанций.