«Хотите ли вы тотальной войны?» – этот провокационный клич гитлеровского министра Йозефа Геббельса, сопровождавшийся рыком тысячной толпы «Да!», вошел в историю как броский лозунг нацистской пропаганды. Но на днях он вновь прозвучал в Штутгарте, столице земли Баден-Вюртемберг. Причем воспользовался жаргоном времен Третьего рейха не кто иной, как видный политик ХДС Хайнер Гайслер, вызвав тем самым в каникулярное августовское затишье громкий политический скандал.
В Германии весьма чувствительно и критически относятся к публичным обращениям к словарю или понятиям нацистского прошлого. Особенно если к ним прибегают известные лица страны. Хайнер Гайслер бесспорно относится к последним. Это крупный деятель. Почти четверть века он был депутатом Бундестага, временами заместителем главы фракции ХДС/ХСС. При Гельмуте Коле побывал федеральным министром, затем 12 лет занимал пост генсека ХДС, помогая канцлеру по партийной линии.
Сейчас Гайслеру 81 год, но политически он далеко не пенсионер. Активно участвует в общественной жизни, слывет идеологом либерального крыла ХДС. Не случайно в прошлом году именно к его авторитету обратились с просьбой взять на себя роль посредника в поисках урегулирования ожесточенного спора о судьбе железнодорожного вокзала в Штутгарте.
История противостояния вокруг «проекта XXI века», или сокращенно S21 (от Stuttgart), весьма примечательна. С одной стороны, вокзал, построенный в 20-х годах прошлого века, внесен в список объектов культурного наследия. С другой стороны, поезда приходят в тупик, как на ряде известных московских вокзалов.
Немецкий железнодорожный госконцерн DeutscheBahn (DB) предложил сделать вокзал проходным. Для этого вокзал намереваются спрятать под землю, а под городом пробить многокилометровые туннели. Проект стоимостью в 4,5 млрд. евро рассчитан до 2019 года. К его реализации уже приступили, часть старого вокзального здания снесена.
Население Штутгарта, а также партии разделились. Христианские демократы были за проект, зеленые, социал-демократы и различные экологические объединения выступили категорически против. Споры обрели накал, не идущий ни в малейшее сравнение со многими другими протестными акциями. В ходе одной из стычек с полицией были ранены более 100 человек.
Посредническая миссия Гайслера позволила было несколько приглушить общественные волнения. Но на днях ситуация в Штутгарте опять обострилась.
Безвыходность и напряженность вокруг S21 не устранены. Вопросы на эту тему неожиданно и вызвали на пресс-конференции резкую реакцию Гайслера. «Хотите ли вы тотальной войны? Это тоже можно устроить. Итак, хотите ли вы тотальной конфронтации?» – раздраженно вопрошал посредник.
Немецкую общественность возмущает не только обращение политика к жаргону нацистов, но и его попытки отвергнуть критику. «Да что вы, это не жаргон нацистов. Тотальная война есть и в других местах, как сейчас в Сирии», – заявляет Гайслер.
Комментаторов настораживает и то, что участники пресс-конференции непосредственно не отреагировали на высказывания Гайслера. Мюнхенская Sueddeutsche Zeitung пишет, что провоцирующее замечание и спокойная реакция на него «могут быть признаком слабеющего исторического восприятия» Третьего рейха. А если так, заключает газета, то «почему бы тогда не сравнивать борцов за или против реконструкции вокзала с теми, кто противится «натиску степей на наш достойный континент» или «дивизиям большевистских роботов». Spiegel рекомендует посреднику немедленно извиниться. Иначе «большой политик Хайнер Гайслер окажется в прошлом».