Для Хосни Мубарака и других обвиняемых в зале суда соорудили специальную клетку.
Фото Reuters
Вчера в Каире под охраной тысяч полицейских и военных стартовал суд над бывшим президентом Египта Хосни Мубараком, которому в итоге может грозить смертная казнь. На одной скамье подсудимых с ним оказались его сыновья и ближайшие помощники. Все они отрицают свою виновность и готовы бороться до конца. Между тем начало процесса продемонстрировало раскол в египетском обществе и ознаменовалось ожесточенными столкновениями сторонников и противников бывшего президента.
В арабском мире это второй процесс такого масштаба и значения. Своеобразным прецедентом стал суд над свергнутым иракским диктатором Саддамом Хусейном, закончившийся вынесением смертного приговора и поспешной казнью.
Однако случай с Мубараком имеет специфику – экс-президента судит не новый режим, а фактически его же бывшие соратники и сослуживцы. Он первый лидер, оказавшийся на скамье подсудимых в результате арабской весны, поскольку суд над его тунисским коллегой Зин аль-Абидином Бен Али был заочным.
Несмотря на тяжелую болезнь Мубарака, прокуратура настояла на том, чтобы суд проходил в египетской столице. Ради этого 83-летнего политика военным самолетом в среду утром доставили из Шарм-эш-Шейха на авиабазу в окрестностях Каира, а затем вертолетом в носившую ранее его имя полицейскую академию, где в специально оборудованном зале начался судебный процесс. Из-за плохого состояния здоровья Мубарак не мог ни стоять, ни сидеть и поэтому наблюдал за слушаниями, лежа на больничной каталке.
Остальные подсудимые были привезены из столичной тюрьмы «Тора», где ранее содержались политические противники режима. Вместе с бывшим главой государства судят его сыновей Аля и Гамаля, а также бывшего министра внутренних дел Хабиба аль-Адли и еще шестерых высокопоставленных офицеров полиции.
Власти АРЕ вынуждены были пойти навстречу общественности, требовавшей присутствия экс-президента в зале суда, пусть даже на каталке. Однако, как сообщается, все последующие судебные заседания пройдут без Мубарака, которого либо доставят обратно в больницу Шарм-эш-Шейха, либо поместят в один из каирских госпиталей.
Несмотря на слабость, Мубарак старался держаться с достоинством и внимательно следил за происходящим в зале суда. Это было его первое появление на публике за многие месяцы, и наблюдатели отметили, что он покрасил волосы, чтобы предстать перед камерами в привычном моложавом виде.
Он решительно отверг обвинения в коррупции и причастности к гибели демонстрантов в ходе беспорядков зимой этого года. Свою вину не признали и его сыновья. Примечательно, что защищать бывшего президента вызвались более 800 юристов, из которых были отобраны 50 лучших. Защита, в частности, намерена поставить под сомнение законность самого судебного процесса, поскольку на одной скамье оказались люди с самыми разными обвинениями.
Власти пообещали провести процесс в предельно сжатые сроки, поскольку есть серьезные опасения, что Мубарак может не дожить до вынесения приговора. По слухам, именно на это рассчитывают генералы из правящего страной Высшего военного совета. Многие из них служили под началом Мубарака и не хотят видеть его унижение.
Председательствовать на процессе поручено авторитетному судье Ахмеду Рифаату, который имеет прочную репутацию честного и непредвзятого человека и не связан с прежним режимом. Так что у Мубарака есть шанс на справедливое рассмотрение дела.
Начало судебного разбирательства спровоцировало ожесточенные столкновения сторонников и противников Мубарака, в которых погиб один человек и несколько десятков получили ранения. За судом над экс-президентом также внимательно следят по всему региону.
В интервью «НГ» профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Елена Мелкумян отметила, что суд над Мубараком – это своеобразное предупреждение руководителям других арабских стран. «Надо отдать Мубараку должное, смена власти в Египте прошла относительно бескровно. Однако добровольный уход не обеспечил ему иммунитет от преследования. Поэтому усилится сопротивление Каддафи и Асада. Они уже так легко не откажутся от власти», – пояснила она.
Комментируя заявления наблюдателей о том, что в ходе народной революции американцы предали своего союзника Мубарака, Елена Мелкумян указала на то, что в США, в частности в Конгрессе, уже давно звучала критика в адрес египетского президента за авторитаризм, отсутствие реформ, нарушения прав человека, династические амбиции. «В Египте в отличие, например, от Бахрейна было настоящее народное восстание, которое имело глубокие внутренние причины. США не могли просто отмести в сторону проповедуемые ими демократические принципы, а Мубарак – это не тот президент, которого американцы стали бы защищать любой ценой», – констатировала собеседница «НГ».