Капризы природы стали одной из важнейших политических тем.
Фото Reuters
В Совете Безопасности (СБ) ООН развернулись настоящие баталии, в очередной раз столкнувшие Россию и Китай со странами Запада. На этот раз камнем преткновения стал вопрос о том, нужно ли включать проблематику климатических изменений в компетенцию Совбеза. В своем заявлении СБ впервые констатирует связь между климатом и вопросами мира и безопасности, для решения которых он создавался.
Изменение климата представляет собой серьезную угрозу для мирного и безопасного будущего планеты. Об этом предупредил высокопоставленный чиновник ООН Ахим Штайнер, представитель Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). По его прогнозу, из-за климатических изменений масштаб природных катастроф будет расти в геометрической прогрессии, что станет серьезным вызовом уже в ближайшие десятилетия.
Штайнер перечислил последние кризисные ситуации, например, упомянул о Сомали, в двух регионах которой в соответствии с декларацией ООН констатирован голод, вызванный сильнейшей за последние 60 лет засухой. По мнению сотрудника ЮНЕП, изменение климата приводит к природным катастрофам, которые, в свою очередь, способны влиять на ситуацию с продовольственной безопасностью или вызывать неуправляемые миграции людей.
На фоне этих опасений СБ ООН впервые за четыре года обсудил проблемы окружающей среды. В ходе дискуссий Россия попыталась блокировать принятие Совбезом заявления, одобренного западными странами, где в полном соответствии с выводами Штайнера впервые в истории СБ декларировалась связь между изменением климата и вопросами мира и безопасности. Однако впоследствии под давлением Берлина Москва согласилась на смягченную формулировку.
Как заявил «НГ» заместитель директора Информационного центра ООН в Москве Юрий Шишаев, мнения в Совбезе действительно разделились. Однако не по вопросу о серьезности проблемы климатических изменений: как подчеркнули большинство участников вчерашнего заседания, она стоит очень остро. Дискуссии шли вокруг вопроса о том, стоит ли заниматься этой проблемой Совету Безопасности или с ней справятся другие органы ООН, отвечающие за устойчивое развитие.
Скептическую позицию по этому вопросу занял постоянный представитель РФ в ООН Александр Панкин. Он объяснил, что в расширении области компетенций СБ нет никакой необходимости. «Мы думаем, что регулярный обзор Советом Безопасности вопроса климатических изменений ничего не даст, а только приведет к дальнейшей политизации этого вопроса и усугублению разногласий между странами», – сказал он.
Позицию Москвы поддержал ряд стран, в том числе три других участника БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и ЮАР. Им парировала постпред США при ООН Сюзан Райс, которая заявила, что на совет возложена «существенная ответственность в преодолении очевидных последствий изменения климата для мира и безопасности». Печальной и близорукой назвала она позицию тех стран, которые не поддержали подготовленного заявления.
Как уточняет BBC, дипломатические источники указывают на интенсивные переговоры между Германией и Россией, после которых и был одобрен финальный текст заявления. В нем выражается «озабоченность тем, что возможные неблагоприятные последствия климатических изменений могут в долгосрочной перспективе усугубить некоторые существующие угрозы международному миру и безопасности». Также в заявлении содержится просьба, адресованная генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, включать информацию о последствиях возможного изменения климата в свои регулярные доклады по глобальным очагам напряженности.
Западные дипломаты оценили заявление ООН как прогресс по сравнению с 2007 годом, когда провалилась предыдущая попытка принять похожий документ, – тогда эту позицию лоббировала Великобритания. Однако некоторые эксперты считают, что разногласия в СБ доказывают неспособность Мирового сообщества выработать единую позицию по вопросу климатических изменений. Постоянные члены Совбеза вновь оказались по разные стороны баррикад.
В то же время информированный источник в беседе с «НГ» констатировал, что «проблему изменения климата нельзя рассматривать саму по себе, в отрыве от других угроз, которые она усугубляет, таких как продовольственная безопасность, экологические беженцы, возможно, повышение уровня мирового океана – угроза, которую тихоокеанские страны ощущают уже сейчас». «Совет Безопасности этой проблемой занялся, и это является серьезным свидетельством в пользу того, что в будущем он этой проблемы не оставит», – предположил он.