Трехдневный визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в США оказался насыщенным как с точки зрения двусторонней, так и международной повестки дня. Причем переговоры с российским министром вела не только госсекретарь США Хиллари Клинтон, но и президент Барак Обама. В Вашингтоне был подписан ряд важных документов, и удалось несколько сблизить позиции по столь острым вопросам, как противоракетная оборона в Европе и урегулирование кризиса в Ливии. Кроме того, Россия сыграла активную роль в ходе состоявшейся в американской столице встречи квартета ближневосточных посредников.
Главным практическим итогом поездки стало подписание российско-американского соглашения по усыновлению (подробнее см. «НГ» от 12.07.11). Напомним, сотрудничество в этой сфере оказалось под вопросом после целой серии случаев жестокого обращения американских родителей с приемными детьми из России.
Принципиально важно, что подписанное в среду соглашение предусматривает контроль за условиями жизни ребенка после усыновления. В свою очередь, будущие приемные родители смогут получить более полную информацию о социальной и медицинской истории усыновляемых детей.
«В итоге соглашение получилось по-настоящему справедливым, двусторонним. Оно содержит надежные гарантии, которые позволяют, во-первых, убеждаться, что усыновители психически устойчивы, что они прошли через фильтр компетентных, уполномоченных правительством органов и что усыновители обеспечивают необходимый доступ российских дипломатов к детям», – сказал Лавров.
Другая знаковая тема российско-американского диалога – подготовка соглашения об упрощении визового режима. В Вашингтоне было заявлено о значительном прогрессе на этом направлении. По информации РИА Новости, осталось только согласовать положения, которые касаются предельных сроков рассмотрения визовых обращений, а также перечень документов, которые необходимы для получения визы. По словам Лаврова, вступление соглашения в силу произойдет «точно в этом году, гораздо раньше Рождества, даже католического». В соответствии с ним бизнесмены и туристы будут получать многократные визы сроком на три года, а чиновники обоих правительств – годовые многократные визы.
В ходе переговоров в Вашингтоне речь шла и о проблемных аспектах двусторонних отношений, прежде всего о противоракетной обороне. Российская сторона указывает на то, что диалог по ПРО не имеет особого смысла, если на его фоне США и НАТО ведут развертывание своей системы в Европе, не дожидаясь завершения консультаций. Москва предлагает сообща определить потенциальные угрозы и лишь затем предпринимать конкретные шаги. Кроме того, в российских дипломатических кругах бытует мнение, что раз НАТО уже нарушало устные договоренности, в частности, не размещать базы на территории новых членов альянса, то РФ следует добиваться письменных гарантий, что европейская ПРО не будет направлена против нее.
Хотя конкретных решений по ПРО в ходе визита Лаврова в Вашингтон принято не было, на этом направлении наметился определенный прогресс. Госсекретарь Клинтон заявила, что США готовы учесть интересы и России, и Европы при создании системы противоракетной обороны. «Мы постараемся дать ответы на все беспокоящие россиян вопросы», – заверила госсекретарь. Президент Обама также подчеркнул стремление Америки к диалогу с Россией по всем аспектам, касающимся ПРО, и пообещал, что США будут максимально открытыми с РФ в этом вопросе.
Международная часть переговоров не обошлась без сюрпризов. Так, госсекретарь Клинтон заявила журналистам, что Россия и США связывают прекращение кровопролития в Ливии и завершение политического кризиса в этой стране с уходом Муаммара Каддафи. «Мы сознаем и едины во мнении, что его дни сочтены», – сказала она.
Российский министр дал понять, что США и РФ сообща продолжат поиски путей урегулирования кризиса в Ливии. «Ливия является одним из тех вопросов, в которых позиции РФ и США не всегда совпадают. Прежде всего это касается того, как конкретно выполняется резолюция Совета Безопасности ООН┘ Но мы едины в том, что как можно скорее нужно начать в Ливии политический процесс», – сказал Лавров.
Он также подтвердил позицию России по урегулированию ситуации в Сирии, согласно которой следует привлечь власти страны и оппозицию к широкому политическому диалогу. «Голым осуждением без предложения какой-то конструктивной повестки дня мы никогда ничего не добьемся», – подчеркнул Лавров.
В Вашингтоне активно обсуждалась иранская проблематика, и стороны подтвердили намерение ослаблять давление на Тегеран по мере выполнения им требований МАГАТЭ.
В рамках своей поездки в США Лавров принял участие во встрече ближневосточного квартета (РФ, США, ООН и ЕС), который собирался, чтобы обсудить возможность возобновления мирного диалога между Палестинской национальной администрацией (ПНА) и Израилем. Однако вопреки ожиданиям квартет не выступил с итоговым заявлением. Возможно, не последнюю роль в этом сыграли разногласия между его участниками. По словам палестинских представителей, Россия в ходе встречи выступила против того, чтобы требовать от палестинцев априори признать еврейский характер Государства Израиль, не дожидаясь освобождения оккупированных территорий. Позиция Москвы также не позволила квартету оказать давление на ПНА по вопросу планируемого обращения в ООН с просьбой о признании государства Палестина.