Госдолг США растет на глазах.
Фото Reuters
Часы неумолимо отсчитывают время, оставшееся до 2 августа, когда США могут объявить технический дефолт. Между тем переговоры Белого дома с конгрессменами-республиканцами зашли в тупик. Реагируя на эту ситуацию, международное рейтинговое агентство Moody’s предупредило, что Америка потеряет высший рейтинг ААА, если Конгресс не поднимет потолок долга. Глава ФРС США Бен Бернанке сказал, что в этом случае разразится финансовая катастрофа.
Лидеры Конгресса вновь пришли вчера в Белый дом для переговоров с президентом США Бараком Обамой. Задача – договориться о поднятии потолка госдолга США. Казалось бы, Конгрессу ничего не стоит добавить к нынешнему астрономическому лимиту, превышающему 14 трлн. долл., еще несколько триллионов «зеленых».
Но исполнительная и законодательная власти сходятся на том, что прежде необходимо согласовать план по сбалансированию расходов. Президент доказывает, что выходом из положения может быть увеличение налогов. Но для республиканцев такой путь – анафема. Они хотят вынудить Обаму сократить траты на социальные программы, то есть на помощь малоимущим, которые своими голосами помогли ему завоевать Белый дом.
Пока торг с прицелом на предстоящие в 2012 году президентские выборы продолжается, в игру вступило международное рейтинговое агентство Moody’s. Сейчас кредитный рейтинг правительства США находится на самом высоком уровне ААА. Однако агентство сообщило, что может пересмотреть его в сторону понижения.
Такой шаг объясняется опасением, что предусмотренный законом потолок задолженности бюджета не будет поднят до 2 августа. В агентстве считают, что дефолт по американским государственным облигациям возможен. Прежде этого никогда не было.
Как отмечает РБК, с 1993 года Конгресс в 16 случаях удовлетворял запросы Министерства финансов на повышение планки госдолга, ни разу не отказав правительству. Глава Федеральной резервной системы Бен Бернанке предупредил оппонентов администрации: если правительство не сможет платить по долгам, разразится «огромная финансовая катастрофа».
Что же будет делать президент, если сделку с Конгрессом все же не удастся заключить? «Обаме 3 августа придется принять серию чрезвычайно трудных решений о том, какие счета оплатить, а какие – нет», – пишет Washington Post. К тому времени правительственный счет будет почти пуст. Президенту придется полагаться на ежедневные налоговые поступления, чтобы оплачивать расходы государства.
Обама должен будет выбирать, что финансировать: соцвыплаты, зарплаты военных, пособия по безработице, студенческие кредиты либо другие правительственные программы, говорит бывший старший чиновник Министерства финансов, работавший в администрации Джорджа Буша.
Чтобы гарантировать платежеспособность страны, Обаме предстоит взвесить, что важнее: выполнить эти обязательства перед согражданами или заплатить инвесторам, вложившимся в государственные облигации США. А в эту категорию входят как американские пенсионные фонды, так и правительство Китая.
«Вы можете как угодно двигать фигуры на шахматной доске, но все равно проиграете», – говорит Джей Пауэлл, сотрудник Центра двухпартийной политики в Вашингтоне.
Обама заявил, что необходимо достичь соглашения с республиканцами к 22 июля, чтобы законодательство могло быть одобрено Конгрессом до дня икс – 2 августа. Иначе у Министерства финансов не будет денег, чтобы оплачивать все обязательства США.
Как и Бернанке, министр финансов Тимоти Гайтнер предупреждает, что дефолт нанесет жестокий удар по экономике.
Некоторые скептики в Конгрессе и консервативные экономисты говорят, что Обама преувеличил риск, связанный с отказом поднять предел госдолга. По их мнению, налоговых поступлений достаточно, чтобы оплатить 60% операций правительства.
«Вам не нужно допускать дефолта и не нужно закрывать правительство, если вы этого не хотите. Но если Конгресс поднимет потолок, не разработав долгосрочный план сокращения федерального дефицита, мы никогда не решим проблему и окажемся в таком же положении, как Греция», – утверждает экономист университета Мэриленда Питер Мориси.
Но советники Обамы говорят, что невозможно выбрать между программами, которые оплачиваются и которые не оплачиваются. Это породит хаос.