Маллен дал понять, что США воспрепятствуют попыткам КНР превратить моря в зону китайского влияния.
Фото Reuters
Председатель Объединенного комитета начальников штабов США Майк Маллен вчера встретился в Пекине с начальником Генштаба армии Китая Чэнь Биндэ. Военные связи между державами, которые Пекин прервал из-за поставок американских вооружений Тайваню, восстановлены. Но противоречия вокруг Тайваня и контроля над прилегающими к Китаю морями сохраняются. Американцы также обеспокоены усилением мощи ВМС КНР.
Адмирал предпринял вояж в Поднебесную после того, как в Америке побывал генерал Чэнь. Таким образом, связи Пентагона с командованием Народно-освободительной армии, которые Пекин заморозил в знак протеста против решения Вашингтона поставить ряд видов оружия Тайваню, восстановлены.
Однако напряженность, как предсказывает New York Times, может возникнуть вновь. Ведь прописанное в законе обязательство США оказывать Тайваню помощь оружием не отменено. И некоторые конгрессмены требуют удовлетворить запрос Тайбэя, невзирая на гнев «срединного государства».
Впрочем, сейчас еще более остро стоит вопрос о том, кому принадлежит контроль над Южно-Китайским морем, через которое проходят важнейшие судоходные пути и чье дно, как полагают, содержит залежи углеводородов.
Как уже писала наша газета, Китай утверждает, что почти вся акватория, включая острова Спратли и Парасельские, должна находиться под его суверенитетом. Но на эти атоллы претендуют также Вьетнам, Филиппины, Индонезия, Малайзия и Бруней. Вьетнамский ВМФ провел военные учения с применением артиллерии в этом районе после того, как китайские суда помешали геолого-разведочным работам вьетнамцев.
В не утихающем уже много лет споре Вашингтон открыто встал на сторону оппонентов Китая. Всего две недели назад американские корабли провели совместные маневры с филиппинскими и отдельно с японскими и австралийскими кораблями.
Не остались в стороне и законодатели. Сенат единодушно одобрил резолюцию, осуждающую Китай за то, что он применяет силу против судов других государств.
А Маллен, уже находясь в Пекине, послал партнерам сигнал. США надолго сохранят как военные альянсы с тихоокеанскими странами, так и присутствие своих ВМС в этом регионе.
Весьма любопытен был и дискурс адмирала в историю. Он говорил о возможных просчетах политиков, которые порождают конфликты. Чей просчет имеется в виду? Может быть, президента США Гарри Трумэна, который в конце 40-х годов не включил Корею в число государств, которые Америка обязалась оборонять.
Эта недоговоренность породила у Ким Ир Сена, а затем и у Сталина впечатление, что Америка не станет воевать из-за Кореи. И снова произошла неверная оценка намерений противника. Она обернулась впоследствии миллионами жертв корейской войны.
О чем адмирал не сказал, но что явно подразумевал, – это о стремлении Америки воспрепятствовать попыткам Китая превратить омывающие его моря в зону своего преобладающего влияния. Стоит напомнить, что в докладах Пентагона Конгрессу указывалось, что именно в этих целях КНР наращивает мощь своего флота и ВВС.
Не случайно именно в эти дни в СМИ возобновились разговоры о строительстве авианосцев в Китае. Японская Yomiuri Shimbun, ссылаясь на источники в правительстве США, пишет, что Китай, вероятно, скоро начнет морские испытания авианосца «Варяг», который он купил за 20 млн. долл. у Украины в 1998 году. Этот не достроенный в советское время корабль Киеву был не нужен, а вот Китаю очень пригодился.
Благодаря ему Китай присоединится к клубу из примерно девяти стран, имеющих авианосцы. Но на этом Пекин не остановится. Он уже начал строить свой собственный авианосец, используя наработки советских кораблестроителей.
По данным американцев, пройдет, вероятно, лет семь-восемь, прежде чем второй авианосец будет готов к бою. А к 20-м годам число построенных авианосцев достигнет пяти.
Восемь лет – большой срок. Но история Поднебесной исчисляется тысячелетиями. Китайцы умеют ждать.