Репутация Малайзии как одной из самых спокойных стран Азии подорвана. В субботу полиция подавила крупнейший за четыре года марш оппозиции. Несмотря на рост экономики, напряженность между малайцами, занимающими главные посты в государстве, и китайским и индийским меньшинствами усиливается. Правозащитные организации назвали аресты демонстрантов кампанией репрессий.
Власти утверждают, что в демонстрации участвовали 5 тыс. человек, а группировка Берсих («чистые»), которая призывала к маршу, заявляет, что к стадиону в Куала-Лумпуре двигались 50 тыс. активистов. Агентство AP оценивает их число в 20 тыс. Как бы то ни было, для страны с населением в 27,5 млн., где вместе живут представители разных национальностей и религий, это должно было стать мощной манифестацией протеста.
Однако силы безопасности разогнали ее с помощью водометов и слезоточивого газа.
1667 человек были арестованы. Анвар Ибрагим, один из лидеров оппозиции, заявил, что был легко ранен. Всех задержанных выпустили на свободу.
Хотя небольшая страна, в которой официальной религией является ислам, мало похожа на Россию, лозунги манифестантов кое в чем напоминают те, с которыми наши оппозиционеры устраивали митинги на Триумфальной площади. Малайзийские «чистые» требуют изменений избирательной системы, равного представительства для своих кандидатов во время предвыборных кампаний в СМИ и жестких мер против подтасовки голосов.
Оправдывая разгон, власти выдвигают знакомые нашим людям аргументы. Участники марша отказались собраться на том месте, которое было им выделено. Поэтому у полиции не было иного выхода, кроме как применить силу для защиты обычных граждан.
Еще один довод властей: «чистые» не прошли регистрацию. Но организаторы демонстрации заявляют, что их коалиция состоит из групп, получивших регистрацию, поэтому она не противозаконна. Стычки между полицией и манифестантами произошли на фоне усиления межрасовой напряженности, утверждает газета Wall Street Journal. Дело в том, что по закону ведущие позиции в органах власти принадлежат малайцам, исповедующим ислам. На них приходится более 50% населения. «Сыновьям земли» предоставляются определенные привилегии и в экономической сфере.
Такая ситуация, естественно, не очень нравится китайцам (около 24% населения) и индийцам (7%). Правда, политические лидеры этих меньшинств входят в Национальный фронт, который находится у власти со времени провозглашения независимости Малайзии в 1957 году.
Тем не менее стремление меньшинств к равноправию тоже стало фактором политической жизни. В 2007 году группа Берсих организовала марш протеста, в котором участвовали тысячи человек. Полиция тогда применила водометы и слезоточивый газ. После этого правящий Национальный фронт на выборах потерял большинство в 2/3 мест в парламенте.
Каковы будут последствия столкновений на сей раз? Премьер-министр Малайзии Наджиб Разак заявил, что цель демонстрантов состояла в том, чтобы создать впечатление, будто в стране нет стабильности.
Но вчера в середине дня уже более 58 тыс. человек поддержали через Facebook требование об отставке Наджиба. Правозащитная организация «Международная амнистия» назвала происшедшие события «худшей кампанией репрессий», которые имели место в Малайзии в течение ряда лет.
Джеймс Чинь, профессор малайзийского отделения Университета Монаш в Австралии, сказал: «Если бы власти позволили пройти протесту без помех, все обошлось бы без инцидентов. С их стороны было глупостью реагировать слишком сильно». Профессор полагает, что правительству придется долго расплачиваться за эту ошибку. «Ведь многие считали, что авторитарный период остался уже позади».