Подвалы Падманамбхасвами не открывались в течение 150 лет.
Фото Reuters
В индийских судах разворачивается тяжба вокруг клада, обнаруженного в подвалах храма в штате Керала. На богатства, которые оцениваются в 20 млрд. долл., претендуют потомки бывшего правителя княжества. Часть прихожан хотят оставить все как есть, а юрист, представляющий нерелигиозные слои, предлагает передать драгоценности народу. Пока спор не решен, у святилища дежурят 60 полицейских. Но контроль за сокровищами находится в руках старых служителей.
Бриллианты с древних времен украшают изваяния индуистских богов. Самый знаменитый из таких драгоценных камней – Кохинур хранится в лондонском Тауэре и стал частью короны английской королевы. Британия завладела этим сокровищем в XIX веке, когда она завершала завоевание Индии.
Кажется, времена, когда махараджи и священники ведущих храмов имели доступ к несметным богатствам, давно ушли. Но это не совсем так. В храме Падманамбхасвами в столице штата Керала обнаружен клад, стоимость которого оценивается в 1 трлн. рупий (более 20 млрд. долл.).
Поистине бесценной стала находка золотой статуи бога Вишну высотой более 1 метра. Помимо этого в тайниках хранилось золото в слитках, золотые монеты, алмазы, сапфиры, рубины и другие драгоценные камни.
Открытие богатств породило полемику по поводу того, кто должен ими распоряжаться. Полагают, что большая часть сокровищ была размещена в храме семьей махараджи княжества Траванкор.
Княжество вошло в состав Индии, когда она в 1947 году провозгласила независимость. Тогда феодальные правители, которых всячески привечали колониальные власти, получили от Дели щедрую компенсацию в виде пенсий, почетных титулов. И, что самое важное, они сохраняли дворцы и другую собственность. Но в 1971 году все привилегии были отменены актом парламента.
В то же время храмы обычно получают щедрые пожертвования от верующих в денежной форме и драгоценностях.
Подвалы святилища не открывались в течение 150 лет. И, возможно, так и оставались бы под замком, если бы общественный деятель Сундара Раджан не подал иск в суд, обвинив администрацию в том, что она плохо бережет богатства храма. По существу, камень был брошен в огород наследников махараджи Траванкора, которые управляют им.
В результате Верховный суд страны назначил группу экспертов, которым поручено провести инвентаризацию сокровищ. Пока что с помощью металлоискателей ведется их поиск. Еще не все тайники вскрыты. Зато усилены меры безопасности. Два взвода полиции оберегают храм от незваных гостей. Но внутри сооружения, увенчанного «гопурамом» – четырехугольным пиком со скульптурами мифических существ, по-прежнему несут вахту старые служки.
Так кому же в конце концов достанутся богатства? Часть верующих хочет оставить все как есть, часть – использовать найденные средства на нужды других обителей.
Но, как передает агентство PTI, люди нерелигиозные требуют использовать богатства в интересах народа. Они говорят, что средства, накопленные князьями, должны быть переданы правительству.
Однако глава семьи наследников махараджи Мартханда Варма заявляет, что сокровища – это собственность его семьи. Высокий суд Кералы отверг его претензию, сославшись на то, что со смертью последнего князя его полномочия перешли к правительству штата.
Но Варма не сдается. Он подал апелляцию в Верховный суд страны. Битва за сокровища продолжается.