Президент США Барак Обама выступит сегодня с заявлением о начале вывода из Афганистана воинских подкреплений, направленных им туда полтора года назад в попытке повлиять на ситуацию в свою пользу. По оценке экспертов, Обама спешит продемонстрировать готовность к шагам по сворачиванию войны в Афганистане, чтобы снять угрозу конфликта с Конгрессом по Ливии.
По сообщениям из Вашингтона, Барак Обама оказался в своего рода в ловушке, сконструированной им самим при принятии решения о проведении военной операции в Ливии без санкции на это со стороны Конгресса. Американские законодатели сочли, что президент вышел за рамки Закона «О военных полномочиях», который дает главе государства не более 90 дней на то, чтобы получить задним числом санкцию Конгресса или свернуть операцию. Такова позиция значительной части республиканцев, выступающих в качестве оппонентов президента-демократа. Возражая им, Обама утверждает, что военная операция в Ливии – не война.
В последние дни к республиканцам присоединялась группа влиятельных конгрессменов-демократов. Их возмутил тот факт, что президент проигнорировал мнение юристов Пентагона и Министерства юстиции, которые высказались в пользу соблюдения требований закона.
По утверждению Дэвида Хокинга, обозревателя журнала Roll Cal, специализирующегося на освещении работы Конгресса, «солидное большинство демократов настроены антивоенно». Они, сообщает комментатор, не остановятся перед проведением голосования против ассигнований на войну в Ливии даже, если это будет выглядеть как «непомерная пощечина президенту со стороны его же партии с международными последствиями».
Конфронтация между администрацией и влиятельными кругами Конгресса грозила произойти на нынешней неделе. На четверг или пятницу предварительно было назначено обсуждение в Палате представителей проекта бюджета Пентагона на новый финансовый год, начинающийся 1 октября. Там же могло произойти голосование по поправкам к закону, предусматривающим отказ в выделении средств на военные действия в Ливии.
Спасти положение, считает Хокинг, могло лишь вмешательство в пользу Белого дома со стороны спикера Палаты представителей Джона Бойнера. Либо громкое заявление самого Обамы о сокращении американского участия в войне в Афганистане.
Президент решил воcпользоваться обоими вариантами. В субботу он провел встречу с Бойнером на площадке для гольфа. В ходе игры состоялась «дружеская беседа», в которой также приняли участие вице-президент США Джозеф Байден и лидер республиканцев в Сенате Митч Макконелл.
Перед этим Обама провел совещание с вызванным в Вашингтон командующим войсками в Афганистане генералом Дэвидом Петреусом, а в понедельник встретился с внешнеполитическими советниками и дополнительно – с Байденом и госсекретарем Хиллари Клинтон.
Окончательное решение Обама должен был принять буквально перед своим выступлением, назначенным на среду. Предварительно было известно несколько вариантов. Первый, самый слабый, был предложен Пентагоном – сократить численность войск в Афганистане для начала на 5 тыс. человек и в течение зимы еще на 5 тыс. Подобное решение в кругах Белого дома оценивали как крайне недостаточное – оно не произведет нужного эффекта ни на членов Конгресса, ни на избирателей.
Есть и более радикальные предложения, исходящие от Байдена и Клинтон. По предварительным оценкам, максимум, на что может пойти Обама, – объявить о выводе из Афганистана до конца будущего года того пополнения, что было направлено туда по его решению от декабря 2009 года – 30 тыс. солдат (в стране останется еще 68 тыс. американских военных). И пообещать ускорить передачу ответственности за безопасность в Афганистане афганским же силам безопасности.
На каком варианте остановился Обама, станет известно лишь в ходе его выступления. Заодно выяснится, на чьи советы – военных или политиков – он ныне полагается больше всего.