Начавшаяся сессия Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) открыла полугодовой период председательства Украины в этой организации. Прибывшему в Страсбург президенту Виктору Януковичу в первую очередь задавали вопросы о несостоявшемся прибытии на сессию Юлии Тимошенко. Экс-премьера Украины в стенах Дворца Европы явно ждали, но напрасно: как пояснил журналистам председатель ПАСЕ Мевлют Чавушоглу, он был бы рад приезду Тимошенко, но она не приехала. Этот же вопрос – свободы передвижения для политических оппонентов Януковича – волновал и итальянского парламентария Луку Волонте. И он его задал Януковичу. В ответ услышал, что у президента Украины «нет прав приказывать генпрокуратуре, кому куда ехать».
В день визита Януковича в Страсбург в российских СМИ появилась информация о так называемом графике мероприятий по сотрудничеству в рамках комиссии НАТО≈Украина (КНУ) на 2011 год. Сам документ был подготовлен еще в феврале и обновлен в мае. Согласно ему, в рамках КНУ на этот год запланировано 64 мероприятия.Как пояснил НГ источник в украинском МИД, ничего сенсационного в появлении такого документа нет: Украина всегда была настроена на сотрудничество с ЕС и НАТО – на «все, кроме членства». Ведь контакты с НАТО облегчают Киеву оборонную реформу, конверсию, переобучение военнослужащих и даже проведение военных учений, на которые в бюджете страны денег не хватает. Намеки же Москвы на то, что Украине следовало бы выбрать одного визави и общаться преимущественно с ним, например, вступив в Таможенный союз, явно обречены на то, чтобы быть непонятыми: Киев не намерен сходить со своей орбиты, не приближаясь и не удаляясь ни от одного из центров силы.
Вчерашний день можно было бы с полным правом назвать и «Днем Африки» в ПАСЕ – четыре доклада так или иначе связанные с последствиями африканских и арабских революций. Обсуждение первого – о предоставлении Марокко статуса «Партнер в укреплении демократии» – переросло в торжественную церемонию подписания соответствующего документа. Хотя претензий к марокканцам немало. Швейцарка Франсин Джон-Калам, например, охладила пыл депутатов, напомнив, что Марокко пока не оправдывает полученный кредит доверия. «Они должны упразднить смертную казнь и предоставить жителям Западной Сахары право на самоопределение, как зафиксировано в резолюции ООН, которую Марокко не соблюдает», сказала Джон-Калам. По ее словам, нарушения прав человека и обязательств перед СЕ рано или поздно приводят к замораживанию статуса в СЕ, «как это было с Белоруссией».
Если судить по накалу страстей в зале заседаний Дворца Европы, ситуация в Тунисе и проблемы массовой миграции в ЕС из стран Африки, волнуют европейцев куда больше. Докладчик из комиссии по политическим вопросам Анн Брассер честно признала, что Европа обеспокоена «значительным ухудшением социально-экономической ситуации» в Тунисе, прежде всего, резким ростом безработицы, что неизбежно приводит к увеличению числа мигрантов. В итоге Европа оказалась заложницей собственных принципов и ранее принятых решений: в ситуации подобной нынешней отделить трудовую (экономическую) миграцию от политической (беженцы) оказывается весьма непросто. Понятно, что власти Туниса, хотя ПАСЕ и призвала их активнее решать собственные проблемы, вряд ли справятся с задачей и Евросоюзу придется в который раз раскошелиться.
Важнейший предмет озабоченности парламентариев - как остановить поток нелегальных мигрантов в шенгенскую зону. Этой теме посвящен отдельный доклад британца Кристофера Чоупа. Согласно ему, месяц назад Италию захлестнула еще одна волна (34460 человек), из которых около 23 тыс. – нелегальные мигранты, а 11 тыс. – беженцы. На Мальте оказались еще 1106 человек. По словам мистера Чоупа, «эти цифры необходимо рассматривать в контексте ситуации в сопредельных с Ливией североафриканских странах, куда прибыло порядка 750 000 беженцев».
При этом Европа весьма неохотно открывает границы: в прошлом году, согласно данным ПАСЕ, в странах ЕС нашли убежище 5 824 беженца, тогда как в США их было 54077, а в Канаде – 6732. Отчасти проблема кроется в плохой технической оснащенности, но, прежде всего, с отсутствием согласия внутри ЕС по этому вопросу.
Регламент «Дублин II», который должен был исключить саму возможность требовать убежища в наиболее «лакомых» для беженцев странах или даже в нескольких странах одновременно, оказался неэффективным: ряд государств, например, Греция де факто отказываются представлять убежище. Понять греков можно: ухудшение экономической ситуации на юге ЕС не стимулирует правительства этих стран увеличивать число голодных ртов. В Страсбурге потребовали, чтобы выполнение греками обязательств по беженцам, стало одним из условий предоставления ей финансовой помощи. По мнению экспертов, Брюссель вряд ли к этому прислушается: беженцы могут стать той самой соломинкой, что переломит хребет греческой экономике.
В ПАСЕ не забыли и еще одну проблему – разногласий между странами Шенгенской зоны, которые уже вышли «на уровень межправительственной дискуссии в рамках ЕС». При этом Ассамблея впервые отказалась что-либо советовать ЕС по вопросу функционирования Шенгена, отдав на откуп Брюсселю решение этих вопросов.