Несмотря на объявленную королем Марокко Мухаммедом VI конституционную реформу, часть оппозиции намерена продолжать акции протеста и добиваться установления в стране полноценной парламентской монархии. В выходные около 10 тыс. демонстрантов прошли по улицам Касабланки, требуя от властей проведения более решительных преобразований. Однако в целом эксперты склонны рассматривать события в Марокко как редкий для региона пример мирной демократической трансформации режима.
Главным организатором прошедшей в воскресенье массовой акции выступило молодежное «Движение 20 февраля», возникшее на волне народных революций в арабских странах и стоявшее у истоков кампании протестов в Марокко. Как отмечают наблюдатели, в шествии также принимали участие члены влиятельной исламистской партии «Справедливость и благотворительность». По мнению демонстрантов, реформа, проект которой был представлен в минувшую пятницу королем, является половинчатой и не позволит Марокко перейти от абсолютной к парламентской монархии наподобие британской или испанской.
Напомним, прошедшей весной на фоне революционных событий в Тунисе и Египте в Марокко тоже вспыхнули массовые демонстрации, участники которых требовали борьбы с коррупцией и проведения демократических реформ. В отличие от других стран власти королевства не прибегли к мерам силового подавления протестов, а в марте Мухаммед VI объявил о создании комитета по подготовке конституционной реформы.
Этому отчасти способствовал тот факт, что марокканская оппозиция не выступает за полный демонтаж монархии. По общему мнению, король должен остаться, но выполнять лишь представительские функции, а реальное управление страной передать выборным политикам. Как передает AFP, протестующие также требуют ликвидировать систему привилегий и патронажных связей, которая окружает монарха и его двор. Большое недовольство в марокканском обществе вызывает вмешательство приближенных короля в управление страной, а также коррупция среди придворных.
Согласно нынешней Конституции Марокко, король обладает всей полнотой власти и одновременно является духовным лидером страны. Реформа, судьба которой будет решаться на референдуме 1 июля, предполагает передачу части полномочий монарха главе правительства. Он, например, получит право назначать и освобождать от должности министров, а также после консультаций с королем распускать нижнюю палату парламента. И, что важнее, премьер-министр будет назначаться в зависимости от того, какая партия победит на выборах, а не исходя из личных предпочтений монарха.
Следует отметить, что за исключением «Движения 20 февраля» большинство политических партий Марокко поддержали проект реформы. Основная масса граждан страны не хочет таких политических потрясений, как в Тунисе и Египте, и отдает предпочтение постепенной эволюции режима. Видимо, поэтому, за исключением Касабланки, в других городах воскресные акции протеста не отличались масштабностью. В Танжере, Марракеше и Рабате число демонстрантов не превысило нескольких сотен.
Профессор кафедры востоковедения МГИМО (У) МИД РФ Марина Сапронова рассказала «НГ», что планируемая конституционная реформа отражает стремление элиты и короля Марокко привести политическую систему страны в соответствие с демократическими тенденциями, которые существуют в арабском мире: «Король понимает, что политическая ситуация складывается не в его пользу и поэтому нужно перераспределить власть. Кроме того, есть объективные причины для недовольства среди населения. Это и чрезвычайно высокая безработица, особенно среди молодежи, и ухудшение экономического фона из-за мирового кризиса».
«Конституционная реформа – позитивный процесс, поскольку он учитывает новый расклад политических сил между парламентом и королем. Важно также, что изменение политической системы происходит путем трансформации ее юридического базиса, а это показывает определенный уровень развития демократии», – отметила Марина Сапронова.
По ее словам, Марокко – образец спокойного развития и в определенном смысле пример для других арабских государств, но нужно учитывать специфику этой страны и ее исторического развития. «Еще до обретения независимости там существовал протопарламент, в стране относительно рано возник механизм парламентской борьбы, есть достаточно сильные партии. В Марокко существует механизм взаимодействия различных политических и этнических сил. Есть король, который обладает непререкаемым авторитетом и при необходимости выступает в роли арбитра», – пояснила собеседница «НГ».