Ливийские повстанцы празднуют очередную победу.
Фото COLIN SUMMERS/AFP
Министр обороны США Роберт Гейтс в прощальной речи в Брюсселе обрушился на европейских союзников с упреками в том, что они «не желают выделять необходимые ресурсы, чтобы быть серьезными партнерами». Одновременно госсекретарь США Хиллари Клинтон на заседании Африканского союза в Аддис-Абебе призвала африканские государства «приостановить деятельность посольств Каддафи», выдворить дипломатов, поддерживающих Каддафи, и «усилить связи» с Переходным национальным советом (ПНС), представляющим ливийскую оппозицию.
США разворачивают наступление на дипломатическом фронте, дабы компенсировать сдержанность, которую демонстрирует официальный Вашингтон на поле боя в Ливии. Соединенные Штаты еще в начале натовской операции отозвали свою штурмовую авиацию, однако это, пожалуй, и все, если говорить о сдержанности. Завязнув в Ираке, потом в Афганистане, озабоченная «Аль-Каидой», которая, так сказать, прячется в кустах арабской весны, американская администрация не может не думать о внутриполитических проблемах, которые такой напряг вызывают в самих США. Но те же проблемы существуют в европейских странах – членах НАТО. Ливия стала своего рода испытательным стендом для проверки на прочность и всего альянса, и его ведущей державы.
Нужно сказать, дипломатия, враждебная Триполи, работает. Объединенные Арабские Эмираты высылают ливийского посла и объявили о признании ПНС законным ливийским правительством.
О признании Переходного национального совета объявил министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле, посетивший столицу повстанцев Бенгази. ПНС официально признан также Францией, Италией, Катаром, Мальдивскими островами и Гамбией.
Что же касается дипломатии примирения, посреднических усилий, о которых договаривались лидеры «большой восьмерки», спецпредставитель президента РФ Михаил Маргелов заявил, что планирует поездку в Триполи на этой неделе.
Насколько можно судить по весьма противоречивым интервью президента FIDE Кирсана Илюмжинова, главным содержанием его недавней «сенсационной» встречи с ливийским лидером Муаммаром Каддафи была игра в шахматы – в поддавки, со стороны Илюмжинова. Каддафи, по его словам, сказал, что никогда не покинет страну и что «НАТО ведет войну за 160 миллиардов долларов, принадлежащих народу Ливии» и замороженных после начала гражданской войны на счетах за границей.
Как сообщает Интерфакс, вчера помощник президента РФ Сергей Приходько, отвечая на вопросы журналистов в Ташкенте, отметил, что на переговорах с Муаммаром Каддафи Илюмжинов изложил официальную российскую оценку событий в Ливии. В Москве это подтвердил и сам Илюмжинов. Илюмжинов говорит: Каддафи готов безо всяких предварительных условий немедленно начать переговоры с руководством НАТО и представителями повстанцев в Бенгази.
В то время, как Каддафи играет в шахматы, идут ожесточенные бои за важный нефтяной порт Марса-эль-Брега на северо-востоке страны. На северо-западе правительственные войска нанесли артиллерийские и ракетные удары по удерживаемому повстанцами городу Зинтан. Ливийское правительство объявило, что его вооруженные силы отбили атаку повстанцев на город Эз-Завия – всего лишь в 50 километрах от Триполи. CNN сообщает о победах повстанцев в горных районах, куда Триполи перебрасывает подкрепления.
Части мятежников из Мисураты начали продвижение к Триполи, но жалуются на нехватку вооружений, боеприпасов, средств, необходимых для их закупки – и недостаточной поддержки НАТО. Между тем Хиллари Клинтон объявила о дополнительной помощи жертвам войны в Ливии на сумму 26 млн. долл., Италия пообещала ПНС 580 млн. долл., Кувейт – 180 млн. долл. А бомбардировки НАТО перенесены в центр страны.
И еще о деньгах и о войне в Ливии. Несмотря на декларации о второстепенной роли в конфликте, США являются основным поставщиком боеприпасов в операции НАТО, самолеты воздушной разведки AWACS и заправщики – тоже американские, как и компьютерные системы управления. Всего к середине мая расходы американцев на операцию в Ливии составили уже 644 млн. долл., сообщает Financial Times.
Франции на сегодняшний день «удовольствие» обошлось в 120 млн. долл., примерно столько же – Великобритании. «Мало! Давайте еще!» – требует Боб Гейтс.