В Россию прибывает председатель КНР Ху Цзиньтао. По мнению эксперта «НГ», главной темой переговоров станет сотрудничество по разработке природных ресурсов нашей страны. Гость посетит Петербургский экономический форум, а также обсудит с президентом РФ Дмитрием Медведевым взаимодействие двух государств на мировой арене.
Как уже отмечала «НГ», для России важны прямые инвестиции – в заводы, инфраструктуру, высокотехнологичные отрасли. Китай с его золотовалютными резервами, превышающими 3 трлн. долл., может стать источником таких инвестиций. И надежды на такие капиталовложения имеют под собой основания. По словам председателя Инвестиционной корпорации Китая Лоу Цзинвэя, она хочет вкладывать средства в нашу страну.
Но Китай заинтересован прежде всего в сырьевых российских активах – полезных ископаемых, лесе, энергетических ресурсах, может вложиться в производство электроэнергии, транспорт. Пока инвестиции в российскую обрабатывающую промышленность минимальны. И в Пекине, очевидно, вполне удовлетворены таким положением вещей. Там толкуют о взаимодополняемости экономик двух стран. То есть России предназначена роль поставщика сырья, а Китаю – машин, высокотехнологичных потребительских товаров.
Правда, накануне визита председателя КНР посол Китая в РФ Ли Хуэй заявил, что нужно активизировать сотрудничество в высокотехнологичных и наукоемких отраслях. Он также отметил, что в прошлом году товарооборот между двумя странами достиг 55,4 млрд. долл., то есть приблизился к докризисному уровню. По словам посла, вполне возможно через три–пять лет поднять объем торговли до 100 млрд. долл.
Впрочем, каковы бы ни были различия двух сторон в подходе к инвестиционным проектам, по мнению ведущего научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН Александра Ларина, сейчас перед партнерами стоит новая грандиозная задача: приступить к совместному широкомасштабному освоению природных богатств Сибири и российского Дальнего Востока. Основой для этого служит план сотрудничества между северо-восточными районами КНР и регионами Сибири и Дальнего Востока на 2009–2018 годы, подписанный обеими сторонами, подчеркнул Ларин.
«Китай обладает мощным потенциалом для работы в этих регионах нашей страны – капиталами, дешевой рабочей силой. Он научился производить необходимую технику. Причем как потребитель российских ресурсов он выступает почти как монополист. Cтремительно растущей китайской экономике российское сырье тоже необходимо.
Но чтобы взаимодействие развивалось успешно, России и Китаю необходимо по каждому проекту определить наиболее рациональные формы участия каждой стороны: какова доля собственности китайского и российского инвестора, как будут распределяться прибыли, где будет размещено обрабатывающее производство. Для нас, естественно, важно, чтобы рабочие места создавались в России, чтобы прекратился отток населения из наших удаленных районов».
Эксперт привел некоторые конкретные примеры совместных проектов. О создании совместного предприятия по строительству гидро- и тепловых станций в Сибири объявили российская ЕвроСибЭнерго и китайская корпорация China Yangtze Power. Уставный капитал СП составляет 6 млн. долл.
Китай и Россия в январе начали строительство обогатительной фабрики Кимкано-Сунгарского ГОК на Дальнем Востоке. В 2013 году комбинат выйдет на проектную мощность, которая составит 3,2 млн. тонн железорудного концентрата. Наряду с другими предприятиями в создаваемый горно-металлургический комплекс в Приамурье войдут инфраструктурные объекты – железнодорожный мост через Амур, терминал в порту Советская Гавань.
На 85% финансировать проект будет Промышленно-торговый банк Китая.
Сейчас на Дальнем Востоке и в Сибири, как полагает Ларин, работают примерно 250 тыс. китайцев. «В российском массовом сознании существуют опасения, что мы можем потерять регион. Но практически нет альтернативы китайскому участию в его освоении. Если мы будем корректно выстраивать отношения с соседом, умело отстаивать свои интересы, то сотрудничество пойдет на пользу нашей стране».
Государственный визит Ху Цзиньтао состоится накануне 10-й годовщины Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между двумя государствами. По словам китайских официальных лиц, Пекин и Москва на основе этого договора поддерживают стратегическое взаимодействие и координацию по ключевым международным вопросам. Несомненно, по ряду из них позиции КНР и России близки. Так, например, оба государства весьма скептически относятся к жасминовым революциям на Арабском Востоке.
По сообщению Financial Times, Россия и Китай уклонились от участия в обсуждении европейского проекта резолюции по Сирии для Совета Безопасности ООН. Очевидно, он не нравится двум постоянным членам СБ. Но неизвестно, согласовали ли заранее свои позиции Москва и Пекин.