Россия воспрепятствовала голосованию в Совете Безопасности ООН резолюции по Сирии. Вчера Совбез вновь обсуждал проект резолюции, выдвинутой Францией, Великобританией, Германией и Португалией. Авторы резолюции, Франция и Великобритания, настаивают на голосовании, предупреждая, что «ответственность ляжет на тех, кто проголосует против».
Французские и британские дипломаты заявляют, что обсуждаемый текст смягчен по сравнению с первоначальным. Но и в теперешнем виде шансов на прохождение у него нет, говорят источники в миссии России при ООН.
В новом проекте резолюции ООН осуждает правительство Сирии за использование силы против своего гражданского населения и призывает провести независимое расследование убийств, произошедших при подавлении антиправительственных демонстраций в Сирии. В проекте резолюции говорится: «Широкомасштабные и систематические нападения, осуществляемые властями Сирии против своего народа, могут достигнуть уровня преступлений против человечности». Резолюция не упоминает – пока – о введении каких-либо санкций против правительства Сирии.
Российскую позицию пояснил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин: «Мы не убеждены, что эта резолюция сможет способствовать установлению диалога и достигнуть политического урегулирования, и мы обеспокоены тем, что она может иметь обратные последствия».
Россия и Китай, постоянные члены Совбеза ООН, обладающие правом вето, отказывались поддержать даже заявление для прессы с осуждением Сирии, опасаясь того, что оно может стать первым звеном в цепи событий на пути к интервенции, похожей на происходящую в Ливии. Подобные опасения высказали другие страны – члены Совбеза ООН, включая Южную Африку, Индию и Бразилию.
Как вчера писала «НГ», в конце апреля резолюция по Сирии, способная узаконить силовую операцию, подобную натовской в Ливии, была заблокирована Россией и Китаем. Президент РФ Дмитрий Медведев заявил тогда, что хотя Россия поддержала первую и не наложила вето на вторую, № 1973, однако впоследствии увидела, что такими резолюциями «можно манипулировать» и что «дальше действовать таким образом неправильно».
Глава российского МИДа Сергей Лавров подчеркивает: «Совет Безопасности и международное сообщество уже погрязли – дальше некуда – в ливийской ситуации. Что касается вопроса о том, чтобы в СБ еще и сирийскую тему рассматривать, то мы исходим из того, что работа должна быть нацелена на решение проблемы политическим путем, а не создавались условия для скатывания к очередным вооруженным конфликтам». Лавров отметил, что Сирия, являющаяся главным партнером России на Ближнем Востоке, «это ключевая страна региона, и попытки дестабилизировать Сирию будут иметь катастрофические последствия».
Однако постоянный представитель США при ООН Сьюзан Райс не только выразила поддержку теперешнему проекту резолюции по Сирии, но и намекнула: «Некоторые страны в Совете Безопасности изворотливо используют Ливию как предлог, чтобы не проводить резолюцию по Сирии».
Американская позиция вполне соответствует «ливийскому сценарию». В том же апреле был издан указ президента США о введении жестких санкций против Сирии, с призывом к союзникам по НАТО следовать американскому примеру. Теперь следующий этап – «крыша» ООН.
В Сирии обстановка все больше и больше накаляется. СМИ сообщают о продолжающихся выступлениях с требованиями отставки президента Сирии Башара Асада и политических реформ. Асад объявил об отмене чрезвычайного положения, которое действовало в стране с 1963 года, и об амнистии, но эти уступки ничего не значат – армия и полиция беспощадно подавляют сколько-нибудь значительные акции протеста. Как пишут СМИ, в Джиср-эш-Шугуре уже идут бои между преданными Асаду и перешедшими на сторону оппозиции солдатами и полицейскими, в город введены танки. Но сирийские власти сообщают, что 120 жертв в Джиср-эш-Шугуре – это солдаты и полицейские, убитые провокаторами, и что войска введены по просьбе жителей.
Турция открыла границу для беженцев из Сирии и, как передает ВВС, перевозит раненых в турецкие больницы.
Следует отметить, что сирийское правительство жестко ограничило работу в этой стране иностранных журналистов, вплоть до запрета на доступ в «неспокойные» районы. Полной картины, кроме той, что дают любительские видеосъемки и свидетельства беженцев, с одной стороны, и Дамаск – с другой, получить пока не удается.