Единственная арабская монархия, оставшаяся не тронутой арабской весной, – Саудовская Аравия – оберегает себя от угрозы народных выступлений в опоре на мощь денежных поступлений от экспорта нефти. По данным западных СМИ, руководство страны тратит огромные суммы на помощь малоимущим и другие социальные программы и передает деньги исламскому духовенству. В результате королевство стало как бы «оком тайфуна», где царит спокойствие на фоне бушующей вокруг бури.
По утверждению New York Times, 87-летний король Саудовской Аравии Абдалла стал «размахивать своей чековой книжкой» сразу после падения прежних лидеров Туниса и Египта. И тем самым смог предотвратить выступления оппозиционных сил. Основой для его социальных щедрот стали валютные запасы королевства, выросшие в прошлом году до 214 млрд. долл.
Ныне королевство тратит 130 млрд. долл. на повышение зарплат госчиновникам, строительство доступного жилья и помощь религиозным организациям. В частности, король Абдалла распорядился выплатить госслужащим дополнительное вознаграждение в размере двухмесячной зарплаты и израсходовать 70 млрд. долл. на строительство 500 тыс. квартир для нуждающихся в жилье. 200 млн. долл. было истрачено на поддержку религиозных организаций и полиции нравов.
Все это принесло определенный эффект. В частности, тесные отношения с верхушкой исламских религиозных организаций позволили монархии заручиться фетвой верховного муфтия. В ней разъясняется, что ислам запрещает уличные демонстрации. Это разъяснение муллы вдалбливали в головы верующим в ходе традиционных пятничных молитв. Усилилась и активность религиозных проповедников, направленная на сохранение исламских ценностей и борьбу с теми, кто провоцирует «падение нравов».
Муллы считают, что они смогли успешно изолировать либеральных интеллигентов, стремящихся к переменам в стране. Попытки же оппозиционеров организовать массовые выступления провалились – на их призывы никто не откликнулся. По мнению New York Times, сохранению стабильности в монархии способствовал тот факт, что «США как важнейший союзник Саудовской Аравии, требоваший демократических перемен от других арабских стран, в основном хранили молчание по поводу Саудовской Аравии и усилий королевства, направленных на подавление народных восстаний в соседних Бахрейне и Омане».
В итоге Саудовская Аравия смогла достичь в краткосрочном плане успеха у себя дома и по соследству. Однако, как считают критики, стратегия подкупа общественного мнения не может долго сохраняться, так как она не служит решению лежащих в основе проблем.