Вчера министр здравоохранения Германии Даниэль Барр заявил, что пик заражения кишечной инфекцией пройден. Между тем только за последние два дня в той же Германии было зарегистрировано 94 новых случая заражения людей острой кишечной инфекцией. Европейский союз рассматривает возможность выплаты компенсации на общую сумму в 150 млн. евро фермерам, чей бизнес пострадал от эпидемии кишечной палочки E.coli.
Источник высокопатогенной кишечной палочки, вызвавшей в 11 странах Европы и США более 2,3 тыс. тяжелых случаев заболевания, из которых 23 привели к летальному исходу, так и не найден. Это и не огурцы, и не проростки сои. Поиски продолжаются.
Александр Подколзин, заведующий лабораторией эпидемиологии кишечных инфекций ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, руководитель референс-центра по мониторингу возбудителей кишечных инфекций, пояснил в беседе с обозревателем «НГ»: «Работа эпидемиологов в очагах инфекции сопряжена с большими сложностями. Далеко не все люди могут вспомнить, что они ели на протяжении недели. Информация, которую предоставляет Европа, скудная и неполная. Первоначально предоставленные российской стороне данные послужили основанием для совершенно правильного решения – прекращения поставок продуктов, в отношении которых возникли подозрения, что они являются фактором передачи заболевания».
Само же заболевание, по словам Александра Подколзина, известно давно. Возбудители его, энтерогеморрагические E.сoli, обитают в кишечнике крупного, реже – мелкого рогатого скота, свиней. До человека они доходят через мясо, которое инфицируется при забое животных либо через сырое молоко и молочные продукты, которые не проходят термическую обработку. Естественно, возбудитель также содержится в навозе, сточных водах сельхозхозяйств. Если эти сточные воды загрязняют овощные культуры, это также представляет опасность, что, собственно, и обсуждается как основной фактор при данной вспышке кишечной инфекции, к сожалению, пока без какой бы то ни было конкретики.
Подобные желудочные заболевания достаточно широко распространены в мире, в том числе и в нашей стране, преимущественно в виде единичных случаев. Но вот такие масштабные вспышки, как та, что наблюдается сейчас в Европе, – это действительно редкость.
Сообщалось, что штамм О104:H4 является мутантом, содержащим гены двух различных типов кишечной палочки. Александр Подколзин подчеркивает, что термин «мутация» в отношении бактериальных патогенов не вполне однозначен. Многие E.coli могут обладать целым набором факторов вирулентности (то есть способностью заражать организм).
Существует еще проблема устойчивости данного штамма к целому ряду антибактериальных препаратов. Это связано прежде всего с неконтролируемым применением антибактериальных препаратов в сельском хозяйстве. Зачастую для лечения животных бесконтрольно используют антибиотики – те же самые, что и для лечения людей. В результате к человеку попадает штамм от животных, но уже устойчивый к тем препаратам, которые применяются в терапии человека.
Чтобы избежать заражения, надо соблюдать некоторые универсальные правила профилактики широкого спектра кишечных инфекций. Они эффективны и в данном случае. Ключевое правило – хранить, транспортировать и обрабатывать продукты, предназначенные для термической обработки, отдельно от продуктов, которые употребляются без такой обработки. Прежде всего это касается мяса. Такое правило необходимо соблюдать не только производителям и поставщикам продуктов, но и в домашних условиях: отдельные разделочные доски, разные ножи, мытье рук после приготовления мяса перед приготовлением салатов и т.д.
Очень важна адекватная термическая обработка продуктов, особенно мяса. Последнее, кстати, представляет серьезную проблему именно для Германии в силу немецких кулинарных традиций – употребление большого количества кровяных колбас, недостаточно термически обработанных фаршей.
И последний принцип – наиболее проблемный для нашей страны: выбор надежного, не скомпрометировавшего себя производителя. Возможности Роспотребнадзора в отношении контроля качества продукции резко ограничены федеральным законом 2009 года: проверку безопасности разрешается проводить только раз в три года и после предварительного уведомления. Обязательная сертификация продуктов питания отменена. Мы неоднократно писали о рискованности такой отмены (см. «НГ» от 31.05.2011, «Еда или беда»). Полагаться на добросовестность производителя – более чем наивно.
Так, например, в пельменях, произведенных прошлым летом в Омске, были обнаружены микробы сибирской язвы. Решение Арбитражного суда Омской области от 25 ноября 2010 года обязывало производителя уничтожить эти пельмени. Но это вам не испанцы, которые со слезами, но ликвидировали свои, как выяснилось, совершенно кишечно невинные огурцы. Оказывается, наши нафаршированные сибирской язвой пельмени – все 165 тонн! – целехоньки и до сих пор сохраняются на складе, а фирма-изготовитель пытается добиться отмены решения суда и пустить их в продажу. По сравнению с этим угроза завоза кишечной палочки из Европы кажется просто смешной.