В Сингапуре сегодня открывается конференция по безопасности в Азии. На ней США заверят союзников, что не ослабят своего военного присутствия в этой части света. В то же время шеф Пентагона попытается убедить китайского коллегу, что поставки американского оружия Тайваню не угрожают Китаю. По мнению эксперта «НГ», ни одна из держав не готова пойти на уступки стратегического характера. Если и будет достигнуто согласие, то только по частным, тактическим проблемам.
Это уже десятая по счету конференция по безопасности в Азии, которую организует в Сингапуре лондонский Институт стратегических исследований. Министр обороны США Роберт Гейтс неоднократно участвовал в этом форуме. А вот его китайский коллега Лян Гуанле будет присутствовать на ней впервые. Предстоящая встреча между ними вызывает больше всего комментариев в СМИ. С одной стороны, после визита за океан в начале нынешнего года председателя КНР Ху Цзиньтао отношения между двумя странами потеплели. Пекин, в частности, согласился возобновить контакты между военными чинами двух стран. Ранее Китай заморозил эти связи в знак протеста против решения Вашингтона поставить Тайваню оружия более чем на 6 млрд. долл.
С другой стороны, США всерьез обеспокоены тем, что Китай выдвигает претензии на суверенитет над Южно-Китайским морем и намерен постепенно выдавить американцев из этого региона, который Срединное государство рассматривает как зону своих интересов. Недоволен Вашингтон и тем, что Китай наращивает мощь своих ВМС и ВВС. В случае, если Китай решит провести операцию по воссоединению Тайваня, который он считает отколовшейся провинцией, с материком, американские авианосные группы окажутся в уязвимом положении.
Накануне конференции Гейтс заявил, что, несмотря на сокращения бюджета Пентагона, США будут укреплять военные связи со своими союзниками. В их число помимо Японии, Австралии, Южной Кореи они хотят вовлечь и Индию. Министр пояснил, что хотел бы установить «баланс между обязательством защищать Тайвань от агрессии и сердечными отношениями с Китаем».
Задача поистине Соломонова. Тем более что, по словам Гейтса, Китай учел просчеты советских стратегов и не пытается соперничать с США во всех видах вооружений. Он создает те боевые средства, которые позволят бросить вызов Америке именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Возможно ли, что державы все-таки найдут общий язык и достигнут, пусть в завуалированной форме, согласия о разделе сфер влияния в Восточной Азии? С этим вопросом мы обратились к главному научному сотруднику Института Дальнего Востока РАН Якову Бергеру.
Ни США, ни Китай не пойдут на подобную договоренность. Каждая сторона хочет получить все, не уступив ничего. Противоречия по стратегическим вопросам носят глубокий и трудноразрешимый характер. Но тактические разногласия они могут урегулировать. Здесь компромисс возможен.
Отвечая на вопрос, не раздувают ли в Пентагоне шум вокруг китайской военной угрозы ради получения ассигнований у Конгресса, эксперт сказал: «Доля пропаганды в американских заявлениях есть. Китай на самом деле не хочет тратить на военные цели такие же громадные ресурсы, которые расходовал Советский Союз. В гонку по всему спектру вооружений Пекин вступать не собирается. Он старается достичь равновесия с потенциальным противником в таких ключевых отраслях, как спутниковое оружие, ракеты, способные уничтожать авианосцы, подводный флот. Совершенствуются методы такого сравнительно дешевого метода войны, как кибератаки».