На месте взрыва в Бенгази.
Фото Reuters
Россия больше не пропустит в СБ ООН резолюции, подобной той, которая была принята по Ливии 17 марта. Такой урок Москва извлекла из ситуации, связанной с проведением военной операции в этой стране.
«Мы проинформировали наших коллег по Совету Безопасности, что теперь, если кто-то захочет получить мандат на применение силы для достижения наших общих целей, нам придется прописывать в резолюции, кто имеет на это право, какие именно силы применяются, границы применения силы», – заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. В интервью агентству Bloomberg Лавров подчеркнул: «В будущем мы очень твердо будем придерживаться такого подхода».
Вчера в Женеве был опубликован доклад ООН о военных преступлениях в гражданской войне в Ливии. Инспекторы ООН получили показания от 350 человек как в районах, контролируемых правительством Ливии, так и в зоне, находящейся под контролем повстанцев. Опрашивались также беженцы за пределами страны. ООН, до сих пор обвинявшая в преступлениях против человечности Муаммара Каддафи и его соратников, добралась наконец и до его противников. Доклад выражает озабоченность сообщениями о том, что силы повстанцев применяли пытки и жестоко обращались с мигрантами.
Совет ООН по правам человека обсудит доклад комиссии в понедельник.
В репортаже New York Times из столицы повстанцев Бенгази рассказывается о «сердитых» молодых ливийцах, «между революцией и освобождением» коротающих время в автогонках по городу и на баскетбольных площадках. Большинство пока не имеют постоянной работы. Один из тех, кого встретил корреспондент, подрабатывает продажей гашиша. Он демонстрирует татуировки на руках: «Любовь» и «Пытка». Другой, выпив местного самогона, пытается починить свою автомашину, ругая Каддафи за поломку. Один из парней говорит: «Мы хотим зарплату и жену», а другой добавляет: «И БМВ».
Вчера спокойствие в Бенгази было нарушено. Вблизи гостиницы Tibesti, в которой останавливаются иностранные журналисты и дипломаты и которая служит штаб-квартирой руководству повстанцев, взорвался начиненный взрывчаткой автомобиль (по другой версии, на парковку гостиницы была брошена граната). Взрывом уничтожено несколько автомашин, пока сообщается только об одном раненом. Представитель Национального переходного совета назвал инцидент «безнадежной террористической попыткой» сторонников Каддафи.
НАТО, в свою очередь, вечером опять нанесла удар по Триполи. Журналисты считали: было выпущено не менее 12 ракет и реактивных снарядов по центру города.
Накануне в НАТО объявили о решении подлить свою операцию в Ливии еще на 90 дней. Москва не медлила с ответом.
Вчера на пресс-конференции после переговоров с министром иностранных дел Болгарии глава российского МИДа заявил: «Силой мы ничего сделать не можем». Сергей Лавров подчеркнул: «Нужно искать пути скорейшего прекращения кровопролития и перевода ситуации в политическое русло с тем, чтобы можно было договариваться о тех принципах, на которых будет построена новая Ливия. Все понимают, что это будет новая Ливия. Едва ли этим усилиям помогает тот факт, что сразу после отъезда президента ЮАР Джекоба Зумы из Ливии возобновились бомбардировки, причем еще более интенсивные, чем обычно, в том числе по объектам, которые трудно вписать в рамки резолюции СБ ООН 1973». Лавров сообщил, что Дмитрий Медведев беседовал по телефону с Зумой накануне и сразу после его поездки в Триполи.
Лавров отметил, что, «несмотря на те решения, которые НАТО принимает, есть члены альянса, весьма влиятельные, которые наши подходы разделяют, но которые внутри НАТО пока не имеют большинства и не встречают понимания». В связи с продлением операции альянса в Ливии министр также напомнил о мирной, посреднической миссии спецпредставителя президента РФ Михаила Маргелова.
Что касается миссии Маргелова, как говорится, Бог в помощь. Найдет ли понимание позиция Москвы у НАТО – вопрос.
Другой вопрос: какие ресурсы остались у Каддафи? По самым оптимистичным (или пессимистичным, как смотреть) подсчетам, его армия (минус дезертиры) насчитывает около 25 тыс. человек. Плюс 50 тыс. хорошо вооруженных ополченцев. Плюс военные специалисты-наемники.
По информации корреспондента РИА Новости в Брюсселе, на стороне Каддафи воюют несколько сот специалистов по тяжелым вооружениям и вертолетчиков из Европы, в том числе из стран – членов НАТО, получающие несколько тысяч долларов США в день. Кроме того, на службе у Каддафи состоят высокооплачиваемые граждане ЦАР, Чада, Нигера, Мали и Сомали, а также Алжира и Сирии.
Справиться с НАТО Каддафи, конечно, не сможет, но если решит стоять до конца, крови попортит много – в буквальном смысле.