Ливия, Бенгази: в лагере беженцев.
Фото Reuters
Как сообщил МИД РФ, в итоге встречи министра иностранных дел России Сергея Лаврова с представителем ливийского правительства, генсекретарем всемирной ассоциации «Исламский призыв» Мухаммедом аш-Шерифом «отмечена готовность ливийского правительства к прекращению огня и началу диалога с повстанцами».
На встрече обсуждалось согласование сроков и условий прекращения огня. Российская позиция неизменна: достижение договоренности между повстанцами и руководством в Триполи, при содействии ООН и Африканского союза, «стало бы важнейшим шагом к созданию условий для начала общеливийского политического диалога о путях национального примирения, устранило бы причины для продолжения военной акции НАТО, которая явно выходит за рамки мандата, содержащегося в решениях СБ ООН».
Намеченная на 18 мая встреча в Москве с эмиссарами повстанцев была отложена «по техническим причинам», однако Россия по-прежнему готова к таким контактам.
На «ливийском направлении» Сергей Лавров провел также встречу со специальным посланником генсекретаря ООН Абдулом аль Хатыбом и выразил поддержку инициативы ООН о «гуманитарной паузе». Речь идет о приостановке боевых действий на срок от 24 до 72 часов для беспрепятственной доставки гуманитарной помощи населению. ООН добивается также гарантий безопасности для сотрудников ООН, сопровождающих продовольствие и медикаменты в наиболее пострадавшие от войны районы, и для эвакуации беженцев и раненых. Однако экстренные переговоры аль Хатыба и координатора ООН Паноса Мумциса в Триполи и Бенгази пока не дали результатов, о чем генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил: «Положение в Ливии становится все хуже и хуже» (AFP).
Кому война, а кому мать родна. Министерство обороны Канады закупает 1300 авиабомб с лазерным наведением. Как сообщает газета Ottawa Citizen со ссылкой на неназванные источники в министерстве, 250-килограммовые бомбы предназначены для поражения целей в Ливии. «Страны – члены НАТО, участвующие в ливийской кампании, начинают испытывать недостаток в боеприпасах», – говорит директор вашингтонской исследовательской организации Global Security Джон Пайк. Но, судя по «сводке боевых действий», бомб еще хватает – бомбежки продолжаются.
Ожесточенные бои между войсками Каддафи и силами повстанцев идут на границе с Тунисом, через который поступает гуманитарная помощь Ливии. Тунис уже неоднократно выражал правительству Ливии протест против артиллерийских обстрелов его территории. Конечно, хуже всего приходится самим ливийцам. По данным ООН, количество беженцев превышает уже 800 тыс.
Исследующий проблему новой волны миграции Ханс Лухт из Копенгагенского университета пишет в «Нью-Йорк таймс»: «Режим Каддафи использовал эмиграцию или ее угрозу как политический инструмент. Поэтому, когда вспыхнули протесты, полковник Каддафи пригрозил Европе не нефтяным эмбарго или терактами, а тем, что «миллионы черных» устремятся в Европу, если он будет свергнут».
Из анонимных источников в Тунисе стало известно, что среди беженцев – Шукри Ганем, один из старейших соратников Каддафи, председатель ливийской национальной нефтяной компании. 8 июня он должен был представлять Ливию на заседании ОПЕК в Вене. Вместо него в Вену собираются повстанцы. Представитель Национального переходного совета Махмуд Шаммам заявил: «Мы хотим присутствовать и изучаем юридические основания для этого».