Комитет по делам вооруженных сил Палаты представителей США одобрил поправку к законопроекту об ассигнованиях на военные нужды. Поправка может ограничить полномочия президента по выполнению СНВ-3 – Договора с Россией о сокращении стратегических наступательных вооружений.
Поправка запрещает все сокращения до 2017 года, если администрация Обамы не убедит Конгресс в том, что одновременно модернизирует ракетно-ядерный комплекс. Министр энергетики США должен подтвердить ввод в строй двух новых ядерных предприятий. «Оба завода – на территории федеральных лабораторий в Лос-Аламосе (штат Нью-Мексико) и Оук-Ридже (штат Теннесси) – пока лишь проектируются», – напоминает Washington Post.
Конгрессмен-республиканец Даг Лэмборн заявил: по инициативе его партии «притормаживаются любые попытки нынешней администрации спешить» с сокращением СНВ. Примечание: в штате Колорадо, который представляет в Конгрессе Лэмборн, сосредоточена немалая часть стратегических военных объектов США. Ему и была предоставлена честь коллегами-республиканцами внести поправку в комитет при обсуждении проектируемого на будущий год военного бюджета в 553 млрд. долл. Настойчивые возражения выдвинули демократы – члены Конгресса и представители Пентагона. Поправка была принята 35 голосами против 26.
Как свидетельствует Washington Post, конгрессмен-демократ Рик Ларсен заявил, что поправка – это попытка переписать договор или как минимум связать руки администрации в сфере управления ядерным арсеналом. «Если мы прекратим выполнение Договора СНВ-3, то и Россия прекратит выполнение», – предупредил он.
Комитет принял еще одну поправку, запрещающую Белому дому менять список целей потенциального ядерного удара США и выводить американское тактическое ядерное оружие из Европы без согласия Конгресса.
И поправки, и сам военный бюджет должны еще пройти голосование в Палате представителей полного состава, а затем в Сенате, который контролируется демократами. Так что точку ставить рано...
Ясно одно – противники Обамы в США саботируют «перезагрузку» в российско-американских отношениях. По всем фронтам.
Когда Комитет по вооруженным силам Палаты представителей обсуждал проекты поправок, в тот же день в финансовом комитете Сената США прошли слушания о новом соглашении о свободной торговле между США и Колумбией. Что касается так называемых зон свободной торговли, аналогичные соглашения правительство США планирует заключить с Южной Кореей и Панамой и рассчитывает на их скорую ратификацию Конгрессом. И тут возникает вопрос: а как же быть с Россией? Ведь пресловутая антироссийская, а точнее, антисоветская поправка Джексона–Вэника к американскому Акту о торговле 1974 года давно признана пережитком холодной войны и демократами, и республиканцами. Администрация Обамы, а до него и Буша-младшего неоднократно заверяли российских коллег в том, что будут добиваться ее отмены Конгрессом. Однако сейчас республиканцы, так сказать, поставили Обаму в очередь: сначала подпишем соглашения с Колумбией и Панамой.
При этом на слушаниях в финансовом комитете сенатор-республиканец Оррин Хэтч поставил под вопрос намерения администрации: не увязывает ли она внесение на ратификацию соглашений с Колумбией, Кореей и Панамой с принятием решения по торговле с Россией? Выступавшая на слушаниях заместитель представителя США на торговых переговорах, посол Мириам Сапиро ответила: «Вопрос не в предварительных условиях, а в том, чтобы совместно и согласованно решить, какими будут конкретная последовательность шагов и конкретные сроки». Вряд ли такой ответ проясняет, что будет дальше с поправкой Джексона–Вэника. И с необходимостью укрепления российско-американских экономических связей, о которой говорят и в Москве, и в Вашингтоне.