В здании первого энергоблока «Фукусимы-1» сотрудники станции ведут аварийные работы вручную.
Фото Reuters
Специалисты TEPCO впервые с начала ядерного кризиса вошли внутрь первого энергоблока АЭС «Фукусима-1», приступив к операции по охлаждению реактора вручную. Но ситуация на АЭС далека от стабилизации: в третьем энергоблоке в течение нескольких дней повышается температура, что может привести к повреждению его корпуса. Тем временем японские власти признали, что умалчивали часть информации об аварии, объясняя это желанием избежать паники. В СМИ просочились слухи о том, что властям есть, что скрывать: в недрах аварийной станции якобы действовала секретная лаборатория по созданию ядерной бомбы.
Компания TEPCO начала операцию по активному охлаждению первого реактора АЭС «Фукусима-1». Оператор заверил, что открытие двойных дверей между зданием энергоблока и его турбинным залом не вызовет загрязнения окружающей среды, уровень радиации там за последние сутки заметно снизился. О деталях операции были заранее проинформированы иностранные правительства. Через 8 часов после начала работ в здание вошли специалисты по ремонту оборудования и фиксации приборов к корпусу реактора. Затем был начат монтаж новой системы воздушного охлаждения.
Это стало возможным после того, как 5 мая была проведена операция по дезактивации воздуха в строении. Специалистам удалось запустить в здании вентиляционную установку, которая снизила радиационный фон до нескольких миллизивертов в час.
Тем временем ситуация на третьем энергоблоке АЭС остается критической. За первые дни мая температура в реакторе выросла со 102 до 240 градусов Цельсия, тогда как корпус реактора выдерживает максимальную температуру 280 градусов. Сотрудники пытаются установить причину повышения температуры и охладить реактор. Начиная с прошлой среды TEPCO закачивала в реактор по 9 т воды в час, однако компания подозревает, что не вся охлаждающая жидкость достигала реактора. Вчера были начаты работы по строительству новой трубы для реактора № 3.
Между тем власти Японии впервые признали, что держали втайне информацию о радиоактивном заражении в районе АЭС «Фукусима-1» и прогнозах развития ситуации – тем самым подтвердив опасения иностранных экспертов. В Токио объяснили, что таким образом хотели предотвратить панику. По словам советника премьер-министра страны Госи Хосоно, от населения было скрыто по меньшей мере 5 тыс. замеров и оценок распространения радиации.
Вчера впервые после аварии 92 жителя одной из деревень в зоне эвакуации смогли посетить на несколько часов свои дома. Всем им выдали костюмы химзащиты, дозиметры, а время пребывания в домах было ограничено двумя часами. Разрешено было взять только самые необходимые, мелкие предметы – документы, кредитные карты и т.д.
Тревожные новости приходят и с других АЭС страны. Так, выброс содержащего радиоактивные вещества отработанного газа на АЭС «Цуруга» зафиксировали специалисты энергетической компании JAPC. Атомная станция находится на западной части острова Хонсю на побережье Японского моря в префектуре Фукуи.
Во избежание второй «Фукусимы» правительство Японии и оператор станции решили закрыть еще одну АЭС – «Хамаока». Она расположена на побережье Тихого океана в 200 километрах к югу от Токио, в связи с чем крайне уязвима в случае стихийного бедствия. «Вероятность землетрясения магнитудой 8,0 в этом районе в ближайшие 30 лет составляет 87%», – заявил премьер-министр Наото Кан. По его словам, если на этой АЭС произойдет авария, то «это будет иметь тяжелые последствия для всей страны». Кан заверил, что правительство не допустит нехватки электроэнергии в стране в связи с остановкой «Хамаоки».
Однако известие о закрытии АЭС не удовлетворило японцев, недовольных действиями властей, допустивших природную катастрофу на «Фукусиме». 7 мая десятки тысяч граждан вышли на улицы Токио с требованием закрыть все АЭС в Японии.
Между тем в западных СМИ распространяется версия, согласно которой TEPCO и правительство скрывали информацию по другой причине: якобы на «Фукусиме-1» велись секретные работы по созданию ядерной бомбы. Один из авторов сенсационного разоблачения писатель-эколог, бывший редактор Japan Times Weekly Йочи Шимацу утверждает, что «власти делают все возможное, чтобы предотвратить обнаружение оборудования для разработки атомной бомбы, скрытое в гражданских АЭС Японии». По его мнению, в момент аварии в четвертом энергоблоке шел процесс обогащения урана, тогда как официально этот блок вообще не должен был генерировать энергию. «А затопленный лабиринт труб, где были найдены тела двух пропавших работников, мог содержать главную тайну – лабораторию, которую никто не смеет назвать», – уверен ученый.