Президент США Барак Обама проводит кадровую перетряску в силовых структурах. Директор ЦРУ возглавит Пентагон, а командующий войсками в Афганистане – разведку. Эти перестановки отражают процесс все более тесного переплетения функций военного и шпионского ведомств. Но, по словам эксперта «НГ», хозяин Белого дома одновременно лишил генерала Петреуса возможности баллотироваться на президентских выборах.
Смена караула в министерстве обороны стала вполне ожидаемым событием. Министр обороны Роберт Гейтс, назначенный еще президентом Джорджем Бушем, должен уйти в отставку. Эта отставка повлечет за собой перемены в Пентагоне и ЦРУ. Вчера, как сообщила New York Times, Обама должен был объявить о назначении директора ЦРУ Леона Панетты министром обороны, а командующего коалиционными войсками в Афганистане генерала Дэвида Петреуса перевести на место Панетты.
Решение Обамы свидетельствует о значительных сдвигах в американской стратегии ведения войн за рубежом. В ходе секретных американских миссий различия между солдатами и шпионами стираются.
Возглавляя ЦРУ, Панетта ускорил превращение разведывательного агентства в полувоенную организацию. ЦРУ усилило бомбардировки Пакистана с дронов – беспилотных летательных аппаратов. В то же время возросло число секретных баз и оперативников на них в отдаленных районах Афганистана.
С другой стороны, и генерал Петреус настойчиво добивался, чтобы военные все глубже проникали в сферу, в которой прежде доминировало ЦРУ. Спецназу и частным подрядчикам давались разведывательные задания.
Так было еще до того, как Петреуса отправили в Афганистан. Занимая пост командующего Центральным командованием США, он в сентябре 2009 года подписал секретный приказ, который дал американскому спецназу право собирать разведывательную информацию в Саудовской Аравии, Иордании, Иране и других районах за пределами зон, где ведутся военные действия.
В результате оперативники ЦРУ и военные стали практически не отличимы друг от друга. Это, как предсказывает Генри Крамптон, бывший офицер ЦРУ, может вызвать в шпионском ведомстве недовольство тем, что там задают тон бывшие армейские чины. А Пакистан, союзник США, даже требует, чтобы американцы сообщили, кто в их стране участвует в тайных операциях.
Тем не менее тренд очевиден. Переплетение функций двух ведомств отражает убеждение руководства США в том, что с большинством врагов легче справиться с помощью своевременной разведки, чем подавляющей огневой мощи.
В беседе с «НГ» директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов сказал, что «решение Обамы, который находится у власти три года и готовится к новым выборам, продиктовано прежде всего стремлением контролировать ключевых игроков в администрации. Гейтс как республиканец сыграл очень важную роль, защищая Обаму от нападок со стороны представителей республиканской партии, которая обвиняла президента в пацифистских настроениях».
Назначение Панетты главой Пентагона вызвано тем, что огромную военную машину нужно жестче контролировать в условиях, когда неизбежно придется сокращать военный бюджет. Панетта – демократ, но у него большой опыт работы с республиканцами в Конгрессе. Это облегчит достижение договоренностей.
«А Петреус известен как автор новой тактики американских войск в Ираке, которая считается успешной. Он воевал и в Афганистане. Показал, что контролировать ситуацию умеет. Пользуется уважением в стране».
С другой стороны, он склонен принимать самостоятельные решения. Это могло создать проблему для Обамы. Президент хочет начать вывод войск из Афганистана, а генерал считает это преждевременным. Разногласия могли вызвать негативную реакцию в Конгрессе.
Кроме того, стоит напомнить, что боевые генералы – Вашингтон, Грант, Эйзенхауэр – становились президентами. Петреус мог последовать этому примеру. Назначая генерала директором ЦРУ, президент лишает его возможности стать публичным политиком и играть независимую роль.
Отвечая на вопрос о возможном влиянии перестановок на российско-американские отношения, эксперт отметил, что между Москвой и Вашингтоном идут консультации по ПРО и военно-техническому сотрудничеству. Гейтс занимал достаточно активную позицию. А Панетта не комментировал эти вопросы. Теперь он должен будет ими заниматься. «Но радикальных изменений ждать не стоит. Главное для нового министра – избежать поражений в Афганистане и Ираке, не втянуть Америку в войну в Ливии, решить проблему бюджетных ограничений. Отношения с Россией не на первом плане, это как сбоку бантик».