В Шанхае прошла встреча начальников Генеральных штабов стран–членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Созванная по инициативе Пекина, она была призвана подтвердить решимость участников противостоять поветрию арабских революций. Но о конкретных мерах объявлено не было. По мнению эксперта «НГ», ШОС сыграла положительную роль в обеспечении безопасности региона. Тем не менее ни Россия, ни Китай не будут вмешиваться во внутренние дела партнеров, даже если вспыхнут бунты.
В Шанхае состоялась встреча начальников Генеральных штабов ВС России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Эти шесть государств входят в Шанхайскую организацию сотрудничества. Они обязались совместно бороться с «тремя злыми силами» – сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом.
ШОС была создана 10 лет назад. За это время, как подчеркнул на заседании начальник Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая Чэнь Биндэ, «достигнуты серьезные результаты, непрерывно углубляется взаимодействие в военной сфере». Были проведены совместные антитеррористические учения. По итогам встречи был подписан протокол.
О значении, которое придает Пекин взаимодействию в рамках «шестерки», говорит и тот факт, что глав делегаций принял заместитель председателя КНР Си Цзиньпин, человек, который, как полагают, после очередного съезда КПК в 2012 году станет лидером Китая.
Си заявил, что Китай будет укреплять сотрудничество со странами ШОС в области обороны и безопасности. Организация, по его словам, может служить примером того, как региональное сотрудничество способствует реализации интересов мира, стабильности и процветания. Однако ни Си, ни Чэнь ни о каких конкретных решениях, принятых на встрече, не сообщили, ограничившись высказываниями позитивного характера в адрес организации. А между тем СМИ на Западе пишут, что авторитарные режимы в Центральной Азии сталкиваются сегодня с серьезными вызовами. Об этом напоминают недавние волнения и бунты в Киргизии. И никто не может дать гарантии, что поветрие жасминовых революций в арабском мире не перекинется на регион, где существует почва для массового недовольства лидерами, стоящими у власти много лет.
В состоянии ли ШОС предотвратить развитие событий по худшему сценарию? На этот вопрос мы попросили ответить ведущего научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН Александра Ларина.
«ШОС, несомненно, внесла вклад в обеспечение безопасности в Центральной Азии. То, что существует антитеррористический центр и все участники говорят о совместной борьбе против трех зол, свидетельствует о большой степени взаимопонимания между ними. Важно также, что ШОС стала площадкой, на которой могут обсуждаться самые острые проблемы региона», – сказал эксперт. С другой стороны, каждый участник ставит свои двусторонние отношения с членами организации, особенно с Китаем и Россией, выше, чем связи внутри ШОС. Важно также учесть еще один момент. Ни Китай, ни Россия не желают быть втянутыми во внутренние конфликты в центральноазиатских странах. Это подтвердили события Киргизии. Поэтому не стоит переоценивать военно-политическую роль ШОС.
Касаясь взаимоотношений между Россией и Китаем в регионе, Ларин отметил, что обе страны заинтересованы в том, чтобы у соседей дома царило спокойствие. Тут Москва и Пекин могут взаимодействовать. Но есть и элемент соперничества. Россия в основном пытается укреплять свои позиции с помощью военных связей. А Китай предлагает экономическую помощь, инвестиции. Постройка газопровода из Центральной Азии в Китай, намечаемое сооружение скоростной железной дороги из Астаны в Алма-Ату с участием Китая – все это симптомы того, что китайское влияние растет, а российское падает.