Вчера власти Сирии задействовали танки, артиллерию и минометы для подавления протестов в городе Дэръа. Войска введены и в дамасские пригороды, откуда оппозиция якобы планировала провести марш на столицу. В результате волнений в Сирии погибли свыше 350 человек, причем треть из них – за последние несколько дней. Под вопросом остается судьба мирного соглашения, заключенного в выходные президентом Йемена и оппозицией. Противники режима продолжили массовые акции протеста.
Войска вошли в Дэръа, расположенный на юге вблизи границы с Иорданией, сразу после утренней молитвы. Танки и бронемашины в сопровождении пехоты проехали по улицам и заняли позиции в центре города, на крышах правительственных зданий были размещены снайперы.
При этом солдаты периодически открывали огонь по жилым домам. По словам очевидцев, они видели трупы на улице возле одной из мечетей. Также сообщается, что танки на блокпостах у въездов в Дэръа вели огонь из пушек по целям в городе, над которым были заметны клубы дыма. Как передает Reuters, в ходе вчерашних событий там погибли по меньшей мере пять человек.
Другой целью для правительственных сил стали бедные столичные пригороды – Дума и Маадамия. Они были блокированы еще в воскресенье, а вчера там начались зачистки и аресты активистов оппозиции, сопровождавшиеся столкновениями со стрельбой.
Вчерашние события стали продолжением масштабной кампании по подавлению протестов. Причем, несмотря на формальную отмену действовавшего с 1963 года закона о чрезвычайном положении, силы безопасности и проправительственные нерегулярные формирования активно применяют оружие против мирных манифестантов. Напомним, в минувшую пятницу в ходе разгона антиправительственных демонстраций, которые проходили сразу в нескольких крупных городах страны, было убито свыше 100 человек. Впрочем, официально их гибель – дело рук неизвестных вооруженных банд. Кроме того, сотни людей просто исчезли, после того как в выходные силы безопасности начали массовые аресты сторонников оппозиции.
Наблюдатели полагают, что, видя растущий размах волнений, участники которых все чаще вместо борьбы с коррупцией требовали смены режима, президент Башар Асад фактически решился утопить протесты в крови. Тем более что в отличие от Египта или Туниса по крайней мере часть сирийских военных и сил безопасности сохранили верность режиму.
Между тем в Йемене, несмотря на достигнутое в выходные соглашение между оппозицией и президентом Али Абдаллой Салехом, продолжаются столкновения. Вчера силы безопасности открыли огонь по участникам многотысячной антиправительственной демонстрации в городе Таиз к югу от столицы страны Саны. Ранения получили по меньшей мере 10 человек. Манифестанты выражали свое несогласие с условиями мирного плана и требовали немедленной отставки главы государства.
Акции протеста проходили в Йемене и в воскресенье. Ситуация осложняется тем, что в Сану прибыли армейские части, поддерживающие оппозицию, и взяли под охрану лагерь, который разбили в центре города противники режима.
Тем временем остается под вопросом судьба соглашения, в соответствии с которым президент Салех обязался покинуть свой пост в течение ближайших 30 дней в обмен на иммунитет для себя и членов своей семьи. На это условие под давлением Саудовской Аравии и ОАЭ согласились семь ведущих оппозиционных партий Йемена. Взамен они получат право занять 40% мест в правительстве национального единства, еще 10% достанутся независимым политическим деятелям, а оставшиеся 50% – представителям нынешней правящей партии «Всеобщий народный конгресс» (ВНК).
В дальнейшем в стране должны пройти выборы и принята новая Конституция. Это формула мирной передачи власти, на которой настаивают страны Залива, а также США, крайне заинтересованные в сохранении стабильности в Йемене. Однако, с точки зрения оппозиции, у данного плана есть и ряд серьезных минусов. Во-первых, ВНК сохранит в ближайшее время большинство в парламенте, которое может просто не принять отставку Салеха. Во-вторых, сам президент известен тем, что уже не раз нарушал обещания уйти. Кроме того, сын главы государства и его племянники, которые контролируют спецслужбы, республиканскую гвардию и подготовленные американцами элитные части МВД, останутся на своих постах до предполагаемой отставки Салеха, а значит, режим сохранит свою военную опору.