На линии Ухань–Гуанчжоу проектная скорость поезда 350 километров в час.
Фото Reuters
Пекин распорядился, чтобы скоростные экспрессы сбросили скорость. Это сделано ради усиления безопасности движения и экономии средств. К 2012 году в Китае должно быть проложено больше, чем во всем мире, скоростных магистралей. Но когда проверка выявила, что часть денег была похищена, возникли сомнения в их надежности. Кроме того, поездка на таких поездах многим не по карману.
Министр железных дорог КНР Шэн Гуанцзу заявил партийной газете «Жэньминь жибао», что высокоскоростные поезда будут ездить с меньшей скоростью. Благодаря этому билеты станут более доступными по цене для пассажиров, а расход энергии снизится.
Шэн был назначен министром в феврале, после отставки его предшественника, обвиненного в коррупции. По сообщению агентства Синьхуа, в ходе строительства высокоскоростной дороги между Пекином и Шанхаем было похищено около 28,5 млн. долл.
В последние годы протяженность высокоскоростных железных путей в Китае неуклонно росла. По оценке Всемирного банка, к 2012 году в Китае будет ездить по меньшей мере 42 поезда со скоростью более 250 км в час. Китай проложит больше скоростных железнодорожных линий, чем все остальные страны мира, вместе взятые.
Однако специалисты выражают сомнения в безопасности этих линий. Газета Wall Street Journal цитирует директора завода, выпускающего высокоскоростные составы за пределами Китая. Он говорит, что движение со скоростью более 330 км в час небезопасно и требует больших средств.
Во-первых, нужны более мощные двигатели, увеличивается расход электричества. Во-вторых, из-за износа путей нужно ежедневно проводить проверки и ремонт. Это тоже резко повышает стоимость проезда. Вот почему в Европе, Японии и Корее поезда не ездят со скоростью, превышающей 320 км в час.
Министр Шэн сказал, что если раньше поезда носились со скоростью 350 км в час, то теперь максимум установлен на отметке 300 км. Многие поезда между городами будут ходить со скоростью 200–250 км в час. Путейцы проводят проверку всей скоростной сети.
Кроме того, планируется притормозить строительство новых таких линий. Ведь, как выясняется, каждый сегмент системы стоил гораздо больше, чем первоначально предполагалось. Китайская пресса объясняет это коррупцией и тем, что тендеры проводились с нарушением правил.
Министерство железных дорог имеет долг в размере 276 млрд. долл. Эти деньги были заимствованы у китайских банков. По данным финансового ведомства, в первой четверти 2011 года путейцы продолжали нести убытки. Это объясняется, в частности, тем, что для большинства китайцев цены на экспрессы слишком высоки. И они идут часто полупустыми.
Профессор Университета путей сообщения в Пекине Чжао Цзянь в беседе с газетой Wаshington Post сказал, что проект скоростных дорог может стать скрытой миной замедленного действия для банковской системы.
«В Китае будет кризис долгов, порожденный скоростными железными дорогами. Он, возможно, серьезнее, чем был ипотечный кризис у вас (в Америке. – «НГ»). Если вы задолжали за дом, вы можете его покинуть или жить в нем. Но железную дорогу не покинешь. Она существует. Вы должны использовать ее, но цена очень высока. Это бремя», – считает профессор.
Впрочем, официальные лица в своих заявлениях опровергают пессимистов. По их словам, с 2007 года, когда было открыто скоростное движение, пассажиропоток непрерывно растет. В 2010 году среднесуточный объем пассажироперевозок достиг 796 тыс. человек.
Китай готов внедрять свой опыт и строить магистрали в других странах. В частности, предполагается, что китайские путейцы возведут скоростную магистраль между Астаной и Алма-Атой в Казахстане.