Организация Freedom House, тесно связанная с американским правительством, обеспокоилась свободой Интернета в России. В своем рейтинге организация назвала его «частично свободным». Чуть выше нашей страны стоит Азербайджан, ниже – Египет. К «несвободным» отнесены Китай и Куба. Но даже оппозиционные блогеры говорят, что Интернет остается единственной свободной платформой в России.
Россия находится в категории «частично свободных» стран в том, что касается Интернета. К такому выводу пришли авторы доклада, опубликованного американской правозащитной организацией Freedom House.
Россия заняла 22-е место из 37 стран, которые анализирует доклад. Рейтинг зависит от трех компонентов: препятствие к доступу в Сеть, ограничения по содержанию, нарушения прав пользователя. Чем больше баллов по этим показателям, тем ниже опускается страна.
Лучшие страны получают наименьшие баллы – от 0 до 30; частично свободные – от 31 до 60; а несвободные – от 61 до 100.
Рейтинг возглавила Эстония, за ней следуют США и Германия. Россия же попала в промежуточную группу. Чуть выше нашей страны стоят Руанда и Азербайджан, чуть ниже – Египет. Среди «несвободных», по методике американской организации, числятся Белоруссия, Китай, Куба, Иран.
Покушения на свободу Интернета в мире становятся все более разнообразными, отмечается в докладе. Имеются в виду кибератаки, политическая цензура и попытки правительств контролировать Всемирную паутину.
Английская корпорация BBC так суммировала положения доклада, касающиеся России: доступ в Интернет – 33% населения; блокировка приложений web 2.0 – нет; заметная политическая цензура – нет; аресты блогеров/пользователей – да; статус свободы прессы – не свободна. В докладе также указывается, что с января 2009 года по май 2010 года 11 блогеров в России подверглись арестам.
В беседе с корреспондентом «НГ» аналитик в сфере информационных технологий Максим Букин охарактеризовал рейтинг Freedom House как субъективный. «Конечно, определенные ограничения в России существуют и в основном касаются представления политической информации. Но формально без мотивированного решения суда ни один сайт закрыт быть не может – а уж тем более невозможно закрыть крупные блог-платформы типа Facebook или LiveJournal: формально они вообще находятся на американской территории. С другой стороны, если правоохранительные органы подозревают, что какой-то локальный сайт используется экстремистами или другими преступными группировками, то они могут попросить провайдера на время ограничить доступ к веб-ресурсу. Обычно провайдеры следуют этому совету – в договорах оферты большинства хостинг-провайдеров РФ даже специально оговорен этот пункт. В США и других странах Европы тоже есть подобные ограничения и неформальные взаимоотношения органов госбезопасности и игроков телекоммуникационного рынка – правда, они в меньшей степени касаются политики. Так что говорить о том, что Рунет не свободен, преждевременно. Особенно жестких ограничений в России, как, например, в Китае, нет».
Весьма критическую оценку докладу в интервью сайту Gazeta.ru дала оппозиционный блогер Марина Литвинович. «Интернет в России – это единственная свободная площадка сейчас, – сказала она. – Я не вижу, чтобы за последнее время что-то сильно изменилось. В Сети есть свобода. Единственное, что вызывает опасения, – возбуждение уголовных дел против блогеров за их записи. Наиболее распространено возбуждение дел по ст. 282 УК – возбуждение ненависти либо вражды».
Freedom House создана в 1944 году. Одним из ее основателей была Элеонор Рузвельт, супруга президента США Франклина Рузвельта. Но впоследствии эта организация стала нередко использоваться как инструмент внешней политики США.