В то время как США и Европа пытаются подхлестнуть экономику, Китай старается притормозить ее бурный рост. Именно поэтому Центральный банк в минувшее воскресенье приказал крупнейшим банкам увеличить норму резервирования. Это, как надеются в Пекине, поможет уменьшить кредитование и обуздать инфляцию. По мнению эксперта «НГ», в КНР драйверами роста были централизованное инвестирование и экспорт. Теперь власти меняют модель, делая упор на внутреннее потребление. Если эту проблему удастся решить, социальная стабильность не будет поколеблена.
Последним признаком того, что машина слишком сильно разогналась, стало распоряжение Народного банка увеличить норму резервирования. Это уже четвертое такое распоряжение в нынешнем году. Теперь банки обязаны поднять уровень резервирования до 20,5% их капиталов.
Этот шаг в основном уменьшает количество денег, которые могли пойти на кредитование. Он означает, что власти пытаются охладить экономику. Как стало известно из официальных данных за прошлый квартал, обнародованных на прошлой неделе, китайская экономика растет на 9,7% в год. Остальные крупные державы, за исключением Индии, далеко отстают от Китая.
Но стремительный бег китайского дракона приводит к усилению перекосов и диспропорций в экономике. Еще в прошлом году Китай из-за роста цен на импортное сырье столкнулся с дефицитом платежного баланса. А сейчас возникла угроза усиления инфляции. В марте индекс розничных цен вырос на 5,4%. Это самый крутой взлет за последние три года. В отличие от россиян китайцы привыкли к низкой инфляции: в прошлом десятилетии она составляла 1,8% в год.
Людей, естественно, прежде всего волнуют цены на продукты, а также на горючее: ведь владельцев автомашин становится все больше. В январе популярная сеть ресторанов быстрого питания «Мастер Конг» подняла цену за порцию лапши на 10%. Стоимость бензина увеличилась с 3,82 долл. за 1 галлон в конце 2009 года до почти 4, 50 долл. (1 галлон равен 3,79 литра).
Горожан не меньше возмущает повышение цен на жилье. Университетские преподаватели из КНР, участвовавшие на минувшей неделе в конференции факультета журналистики МГУ по средствам массовой информации, говорили автору этих строк, что двухкомнатная квартира в центральном поясе Шанхая стоит примерно 400 тыс. долл. А по данным New York Times, даже в городах второго уровня, таких как Чэнду (центральный Китай), дом стоит примерно в 25 раз больше среднегодового дохода жителя.
Как сообщает New York Times, финансовые проблемы второй по величине экономики мира «отражаются повсюду» – от серии универмагов Wall Mart, получающих подорожавшую китайскую продукцию, до Уолл-стрит. Газета отмечает, что в силу усиливающейся инфляции КНР лишается статуса «дешевой мастерской мира». Это ведет к росту стоимости его экспорта и грозит новой глобальной рецессией.
Кроме того, инфляция подрывает внутреннюю стабильность страны. Заботясь о ее сохранении, Пекин принимает меры к тому, чтобы устранить причины, вызывающие массовое недовольство. «Один из таких шагов – решение в 12-й пятилетке сделать жилье более доступным для людей, – сказал в беседе с «НГ» заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев. Облегчаются условия ипотеки, кредитов. Причем возможность удешевить строительство есть. Ведь себестоимость жилья меньше, чем в России. Вот лишь одна цифра: в год в Китае производится 1 млрд. тонн цемента. Кроме того, коррупционная составляющая строительства хотя и имеется, но не столь значительная, как в России».
Впрочем, нельзя исключить взрыва пузыря инвестиций в элитное жилье, продолжал эксперт. Ведь не только частные лица, но и предприятия стали закупать дорогостоящие квартиры, рассматривая их как самую надежную форму капиталовложений. Это явление характерно для китайской экономической модели. Ее уязвимая сторона – это, применяя термин китайских аналитиков, «переинвестирование». На централизованное инвестирование – строительство промышленных, инфраструктурных объектов, жилья приходится слишком большая доля прироста ВВП. И отсюда не только сейчас, но и ранее не раз возникала необходимость предотвратить перегрев экономики, добиться более сбалансированного роста.
Так что в попытке «охлаждения» ничего нового нет. Правительство хочет добиться, чтобы драйверами роста стали не столько государственные инвестиции и экспорт, сколько внутреннее потребление. Если эту модель удастся внедрить, то взрыва пузыря не будет и Китай останется мощным локомотивом мировой экономики, заключил эксперт.