Обсуждение доклада о наплыве в Европу беженцев из Северной Африки вылилось на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в бурный спор о том, как помочь Италии и Мальте заниматься решением этой проблемы. В итоге решили изучить возможности на этот счет финансового органа – Банка развития Совета Европы.
Комитет по миграции, беженцам и народонаселению ПАСЕ представил доклад о кризисной ситуации, сложившейся в Италии и на Мальте в результате наплыва тысяч беженцев из Туниса, Египта и Ливии. Как пояснила автор документа голландка Тинеке Стрик, 23 тыс. человек уже добрались из Туниса на целой флотилии лодок до маленького итальянского островка Лампедуза, на котором в зимнее время проживают всего 5 тыс. жителей.
Две недели назад стали прибывать лодки из Ливии – 850 человек добрались до Мальты и примерно 900 высадились в Италии. «Надо признать, что прибыть может значительно больше – 460 тыс. человек уже бежали из Ливии и пытались искать убежища в Тунисе и в Египте», – подчеркнула Стрик. Люди гибнут по дороге – в море, до сих пор не известна судьба 335 человек. Ситуация станет по-настоящему взрывной, если начнется массовый исход ливийцев.
При этом ответственность за размещение беженцев легла пока только на Мальту и Италию. По словам Стрик, Италия не имеет права отправлять обратно мигрантов и вынуждена выдавать им разрешение на проживание на шесть месяцев, «но это создает напряжение между ней и Францией, которая этих беженцев с разрешениями не принимает».
Выходом мог бы стать, по мнению докладчицы, перевод миграции из нелегальной в легальную сферу (выдача беженцам разрешений на сезонную работу и т.д.) и оказание финансовой помощи со стороны Банка развития Совета Европы. Как сказано в принятой вчера резолюции: «ПАСЕ активно призывает комитет министров рассмотреть вместе с Банком развития Совета Европы, до каких пределов он может оказывать государствам-членам поддержку в принятии нелегальных мигрантов и беженцев».
Обсуждение доклада вылилось в бурную дискуссию, в которой россияне участия не приняли. Тон задавали итальянцы и мальтийцы, которым вторили англичане. Последние превосходили по жесткости оценок итальянцев. Так, например, Эдвард Ли заявил, что ПАСЕ не может принимать «полностью нереалистичные резолюции»: «Если переводить беженцев в статус легальных мигрантов, поток только возрастет». По его словам, в Великобритании сегодня 320 тыс. беженцев из Сомали, которых не удается интегрировать в общество, как бы власти ни старались. Так что на Туманном Альбионе ливийцев и тунисцев явно не ждут. Ли убежден, что проще было бы заплатить Каддафи 2 млрд. фунтов, но вместо этого была запущена военная кампания. «От наплыва мигрантов Европу могут уберечь только стабильные режимы в Северной Африке», – подытожил Ли.
Ему вторил представитель Мальты Франсис Агиус, заявивший, что только за последние две недели на его остров прибыли 1100 человек. Это в соотношении с местным населением столько же, как если бы в Германии высадился десант из беженцев в 200 тыс. человек.
Впрочем, несмотря на жесткую критику, резолюция к докладу была принята. Но сам факт такого обсуждения свидетельствует о том, что Европа дошла до пределов своей терпимости к массовой миграции извне.
Страсбург