В Берлине сегодня состоится заседание Совета РФ–НАТО. Оно носит неформальный характер, как и собравшаяся вчера встреча глав МИДов государств Североатлантического союза по Ливии.
Россия была и за проведение в Берлине встречи ближневосточного квартета. Но она опять отложена из-за неготовности других партнеров. Всего немцы принимают 60 делегаций с участием 800 дипломатов.
Согласно источникам «НГ», на берлинском заседании совет обсудит проблемные вопросы и перспективы отношений Россия–НАТО. В том числе ход реализации решений Лиссабонского саммита, касающихся модернизированного стратегического партнерства. Принципиальным экзаменом для него является поиск договоренности по ЕвроПРО. В условиях новых международных вызовов и кризисов роль российско-натовского инструментария возрастает. Берлинский обмен мнениями привлекает большой интерес и темой Ливии, которую, конечно же, не обойдут вниманием участники СРН.
Российская позиция в этом «горячем» вопросе известна. Москва – за скорейшее прекращение в Ливии огня и кровопролития и урегулирование конфликта исключительно мирными средствами. Теоретически это не расходится с заявлением генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена о невозможности решить его военным путем. Аналогично высказывание главного германского дипломата Гидо Вестервелле. В минувший вторник на встрече со своими коллегами из стран ЕС в Люксембурге он говорил: «Совершенно очевидно наше совместное мнение, что для этого конфликта нет военного решения – только политическое».
Однако натовская встреча министров иностранных дел в Берлине все-таки скорее напоминала военный совет. Речь преимущественно шла о том, как переломить патовую ситуацию как между противоборствующими сторонами в Ливии, так и в операциях военной коалиции. Альянс продолжает делать ставку на двойную стратегию. Она сочетает усиление бомбардировок, санкций и других мер силового свойства с целью принудить Каддафи к уходу в сочетании с поддержкой вооруженной ливийской оппозиции. Эту линию настоятельно продвигают Париж и Лондон, хотя по оценкам западных СМИ они уже «надорвались» в ливийской войне. На том же стоят США, спрятавшиеся за ширму НАТО, но фактически продолжающие определять действия альянса.
Анализируя положение, интернет-служба журнала Spiegel вчера отмечала: «Решения, принятые в среду Международной контактной группой в Катаре, демонстрируют беспомощность западно-арабской коалиции. От Каддафи в который раз потребовали отставки, Италия ратовала за поставки оружия повстанцам. Новым было только предложение создать международный денежный фонд, который мог бы быть использован Национальным советом в Бенгази для организации управления на мятежных территориях. Это закрепляет раздел страны и свидетельствует о том, что альянс настраивается на долгий конфликт». Примечателен и прогноз британского министра иностранных дел Уильяма Хейга. По его словам, конфликт завершится с уходом Каддафи, «но когда это произойдет, в какой день, на какой неделе, предсказать невозможно».
Пока же в кругах НАТО, в том числе в Берлине, конкретнее обсуждают военные аспекты проблемы. Среди них планы вооружения и обучения повстанцев, уничтожения с воздуха танков режима, спрятанных в городах, а также полевой артиллерии.
План военного обеспечения гуманитарной помощи, задуманный ЕС с привлечением немецкого бундесвера, натолкнулся на разные препятствия, но задача не отброшена. Союзники ее вчера обсуждали. Известно, что командование НАТО активизирует подготовку такой операции, которая может дать предлог для высадки войск в Ливии. Как сообщает из Брюсселя телеканал NDR, «в штаб-квартире НАТО говорят, что для разгрузки судов альянсу было бы необходимо обеспечить безопасность портов, что не исключало бы возможных уличных боев».
Встреча министров иностранных дел стран НАТО рассматривается немецкой стороной в некотором роде как индульгенция. Берлин навлек на себя нескрываемое недовольство в Вашингтоне, Париже, Лондоне, когда в отличие от стран НАТО воздержался при голосовании в СБ ООН по резолюции 1973. Принимая вчера по отдельности в качестве особо избранных собеседников генсека альянса Андерса Фог Расмуссена, госсекретаря США Хиллари Клинтон и главу дипломатии ЕС Кэтрин Эштон, федеральный канцлер Ангела Меркель постаралась подчеркнуть неизменную политическую солидарность с союзниками. Вместе с тем при декларируемой готовности поддержать гуманитарные акции Германия не меняет позиции неучастия в войне и приверженности политическому решению в Ливии.