Блогеры, бросившие вызов Компартии, создали организацию за пределами страны. Но у них есть сторонники и в Китае. Они научились преодолевать цензуру в Интернете и передавать послания единомышленникам. По мнению эксперта «НГ», почва для массового недовольства властями есть. Но Пекин подавляет протесты, прибегая не только к репрессиям, но и усиливая социальное обеспечение и поддержку бедных.
Семь недель назад группа образованных китайцев, которые прекрасно владеют компьютерами, начала через Интернет рассылать призывы к соотечественникам выходить на мирные демонстрации протеста под лозунгом демократизации. Власть отреагировала на призывы арестами и временным заключением ряда известных диссидентов под стражу. Подобных гонений на инакомыслящих давно не было.
Полиция также пресекала на корню попытки молодежи собраться в названных в микроблогах местах и обменяться мнениями. Этот конфликт привлек колоссальное внимание прессы на Западе. На площадки в Пекине и Шанхае, обозначенные для манифестаций, явились не только репортеры, но и дипломаты из США и других стран. Стражи порядка не дремали. Несанкционированные митинги не состоялись.
Но кто же они, потенциальные зачинщики крутых перемен, вдохновленные жасминовыми революциями в арабском мире? До сих пор это было тайной. Но агентству AP удалось частично приподнять завесу. Китайские блогеры в Южной Корее, США и Франции рассказали агентству о некоторых особенностях своей работы, но просили не называть их подлинных имен.
Оказывается, одна из сетей оппозиционеров насчитывает 20 человек. Почти все они в возрасте до 30 лет. 12 человек обосновались в Южной Корее, США, Франции, других странах. 22-летний студент-китаец, живущий в Южной Корее, пишет под псевдонимом Лесная разведка. Однако 8 человек живут в КНР. Группа называет себя «инициаторами китайской жасминовой революции». Ежедневно она получает 50–100 ответов по электронной почте.
Очевидно, в КНР действует и другая подобная организация.
Есть ли в Китае почва для революционных потрясений? Или протесты с помощью Интернета организуют западные разведки? На эти вопросы мы попросили ответить главного научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН Якова Бергера.
«Протестные настроения в Китае, особенно среди молодежи, – не выдумка иностранной пропаганды. Они, конечно, существуют. Почва для недовольства – это растущий разрыв между уровнем жизни верхов и низов, коррупция. В то же время я бы не стал исключать, что к антиправительственным акциям приложили руку спецслужбы некоторых государств. В Китае и в прошлые столетия всегда было немало молодых бунтовщиков. Существовали тайные общества, которым удавалось поднимать народ на борьбу против несправедливости и даже свергать целые династии», – сказал эксперт.
А ныне диссиденты могут использовать информационные технологии; появился даже термин «фаньцян» – перелезть через стену. Под стеной в данном случае подразумевается блокировка доступа в Интернет. Блогеры научились обходить препятствия. Ничего подобного раньше не было. Однако китайское руководство осознает, что одними полицейскими мерами гарантировать стабильность нельзя. Поэтому в текущей 12-й пятилетке намечено улучшить социальное обеспечение, медицинское обслуживание, распространить пенсионную систему на деревню, чего раньше не было.
Премьер-министр Вэнь Цзябао говорил и о необходимости политических реформ. Но до очередного съезда партии в 2012 году вряд ли станет известно, как далеко в этом направлении готов пойти Пекин, заключил Яков Бергер.