Бомбовые удары по наземным целям в Ливии продолжаются.
Фото Reuters
Военная операция в Ливии, проводившаяся в соответствии с резолюцией 1973 Совета Безопасности ООН, с минувшего воскресенья стала натовской. Альянс взял на себя руководство всеми тремя аспектами акции – закрытием воздушной зоны над Ливией, обеспечением эмбарго на ввоз оружия в эту страну и ударами по наземным целям. По оценке главы МИД РФ Сергея Лаврова, подключение НАТО не противоречит резолюции СБ ООН, но сторонам следует осуществить прекращение огня.
Вечером в воскресенье Совет НАТО на уровне послов принял решение о том, что берет на себя руководство операцией. Однако канадский генерал Шарль Бушар, ставший командующим этой операцией, еще до этого объявил, что состоялась передача альянсу ответственности за поддержание двух аспектов операции – обеспечение закрытой для пролетов воздушной зоны и проведение морской блокады.
Совету НАТО оставалось лишь решить вопрос о том, кто будет отвечать за проведение третьего, наиболее важного компонента операции – нанесение бомбовых ударов по объектам и частям ливийской правительственной армии. До этого тактическое управление этими действиями осуществлял американский адмирал. По последним сведениям, после некоторых споров и этот аспект операции стал общенатовским. Кроме того, Совету НАТО пришлось вновь сформулировать правила проведения операции. В частности, итогом обсуждений стали заявления пресс-чиновников штаб-квартиры НАТО о том, что альянс берет на себя руководство операцией на 90-дневный срок, который, правда, может быть продлен или, наоборот, сокращен в зависимости от ситуации.
Кроме того, как утверждают в Брюсселе, НАТО «строго ограничит удары по территории Ливии и не будет принимать ничью сторону конфликта». Эти заверения выглядят крайне неубедительно на фоне продолжающихся авианалетов на ливийские войска и активизировавшегося благодаря им наступления сил оппозиции. По последним данным, они уже заняли Сирт, родной город Каддафи, и ныне продвигаются на запад, в сторону Триполи, столицы страны. «НАТО не примет ничьей стороны. Целью будет предотвратить любую потенциальную угрозу гражданскому населению в соответствии с резолюцией 1973 Совета Безопасности ООН», – заявил, по сообщению агентства Интерфакс, один из натовских дипломатов. В этих же кругах утверждают, что «мандат Совета НАТО не предусматривает наземной операции».
В связи с решением Совета НАТО возникает вопрос о том, кто передал ему ответственность за руководство операцией. Он вызван тем, что президент США Барак Обама противоречиво высказывался на эту тему. Так, объявляя о начале акции, он сказал, что США не будут играть в ней ведущую роль. А через несколько дней все же призвал «передать ведущую роль НАТО».
Формально операция проводилась коалицией 11 стран, в которой основные боевые силы принадлежали США, Франции и Великобритании. Фактическое руководство военными действиями осуществлял американский генерал Картер Хэм. Этот 59-летний военный с недавнего времени (9 марта) осуществляет руководство африканским командованием вооруженных сил США, созданным несколько лет назад. Его штаб-квартира находится в Штутгарте (ФРГ), то есть там же, где и штаб-квартира американских войск в Европе.
С передачей НАТО ответственности за операцию Барак Обама получил возможность утверждать, что США действительно не руководят операцией. Об этом он должен был объявить вчера вечером в своем телеобращении, которое заранее анонсировалось как весьма важное (по московскому времени оно должно было состояться поздно ночью).
Зачем Обаме понадобилось скрывать действительную роль США в операции в Ливии? Отвечая на этот вопрос «НГ», проректор МГИМО профессор Алексей Богатуров отметил непростую для Обамы внутриполитическую обстановку в США. По его словам, Конгресс, где в обеих палатах преобладают республиканцы, все более требовательно относится к исполнительной власти. В этих условиях признание «третьей войны Америки в мусульманской стране» могло вызвать резкую критику и требования точного отчета – о сроках операции, ее стоимости и возможном ущербе для имиджа страны, особенно в третьем мире. Такие же вопросы могут поставить и некоторые законодатели-демократы. А ведь уже в следующем году состоятся выборы.
По словам эксперта, о сложности внутриполитической обстановки в США свидетельствуют и разногласия в администрации при принятии решения о проведении операции. Так, военные руководители не проявляли энтузиазма в связи с предложением об акции в Ливии. Но верх взяли дипломаты, прежде всего госсекретарь Хиллари Клинтон, настаивавшие на проведении операции. К их аргументам и прислушался Обама.
Полеты самолетов с палубы авианосца Charles de Gaulle продолжаются с прежней интенсивностью. Фото Reuters |
По сообщениям СМИ, в штаб-квартире НАТО в Брюсселе острые дискуссии по поводу действий в Ливии шли практически каждый день минувшей недели. При этом наиболее острое противостояние наблюдалось между позициями Франции и Турции. Сначала французы вообще были против передачи полномочий НАТО, так как это, по их словам, вызовет негативную реакцию в арабских странах. Турки, наоборот, настаивали, что лишь под командованием НАТО операция обретет легитимность. Затем Париж согласился на руководящую роль НАТО, но стал настаивать на создании группы по политическому руководству акцией в составе 11 первоначальных участников коалиции, то есть без Турции и Германии. Подобные споры связывают, в частности, с тем, что Турция недовольна нежеланием французов допустить ее в Евросоюз. В конечном итоге якобы договорились передать НАТО руководство всеми тремя аспектами операции. При этом самая важная часть – удары с воздуха по наземным целям будут управляться с авиабазы НАТО в Измире (Турция), где главными будут американский и турецкий генералы.
Окончательно вопросы руководства операцией будут решены на встрече во вторник в Лондоне министров иностранных дел стран НАТО, на которую приглашены также представители некоторых арабских стран и международных организаций, включая ООН.
Глава МИД России Сергей Лавров не считает передачу ответственности за операцию в Ливии нелегитимной. По его словам, в резолюци Совета Безопасности 1973 cказано, что выполнять заложенные в резолюции задачи по обеспечению режима бесполетной зоны могут как готовые к этому страны, так и международные и региональные организации. В то же время он подчеркнул, что «предусмотренные в резолюции полномочия могут использоваться с одной-единственной целью – защита гражданского населения». Министр призвал стороны, участвующие в гражданской войне в Ливии, к прекращению огня.
В то же время, как отметил профессор Богатуров, при принятии резолюции 1973 члены СБ ООН ориентировались на имевшиеся прецеденты. А они использовали достаточно широкие формулировки и не предусматривали прямого запрета на определенные действия.