Китайским крестьянам нужны новые посевные площади.
Фото Reuters
Из-за сильнейшей засухи Китаю придется импортировать огромное количество пшеницы, утверждает американская пресса. Это вызовет взлет цен в мире. Но эксперт «НГ» отмечает, что Китай удовлетворяет свои потребности в зерне. В то же время КНР стала приобретать земли за рубежом ради обеспечения продовольственной безопасности.
Пока люди, затаив дыхание, следят за восстаниями в арабском мире, которые грозят поставкам нефти, и катастрофой в Японии, мир подстерегает новая беда: засуха в Китае может взвинтить цены на продовольствие и породить новый экономический кризис. С таким предсказанием выступил бывший член Конгресса США Джеймс Бэкус.
Аналогичные прогнозы выдвигают и некоторые другие американские политики.
Их довод состоит в том, что в связи с тяжелыми погодными условиями Китай будет вынужден потратить часть своего запаса иностранной валюты, составляющего 2,85 трлн. долл., на импорт пшеницы, что еще больше обострит социальную напряженность в развивающихся странах. Ведь, как и с французской революцией 1789 года, толчком к арабским революциям в 2011 году частично послужил рост цен на хлеб.
Ситуация с продовольствием в Поднебесной действительно становится опасной? С этим вопросом мы обратились к заместителю директора Института Дальнего Востока РАН Владимиру Портякову.
«Серьезное беспокойство ситуация вызывала несколько лет назад. Но в последние три года урожаи росли. В прошлом году сбор продовольственных культур в пересчете на зерновые составил примерно 480 миллионов тонн. Так что тревога ослабла», – отметил эксперт.
Правда, по некоторым позициям, например, по соевым бобам, которые используются в корме для скота и производстве масла, Китай свои нужды не обеспечивает. Поэтому он импортирует вдвое больше этого продукта, чем собирает.
Другой вопрос состоит в том, что структура потребления меняется, китайцы потребляют меньше зерна, уровень жизни растет. Это хорошо. С другой стороны, когда КНР приблизится по схеме потребления к той, что сейчас пользуется «привилегированным миллиардом населения Земли», мир может ополчиться против Китая.
Оценку нынешнего положения с продовольствием, которую дал Портяков, подтверждает и заявление видного китайского чиновника – заместителя главы Центральной руководящей группы по работе на селе Чэнь Сивэня. Он сказал, что влияние засухи на урожай «оказалось не очень серьезным», передало агентство «Синьхуа».
Тем не менее, поскольку в связи с ростом городов размер сельскохозяйственных площадей сокращается, Пекин осуществляет программу скупки земель за рубежом. По свидетельству Суй Фэнфу, председателя самой крупной сельскохозяйственной компании в провинции Хэйлунцзян, на эти цели с 2005 года Китай израсходовал 38 млн. долл.
В Венесуэле и Зимбабве компания предоставляет машины и рабочих и за это берет 20% собранного урожая. В Австралии китайцы главным образом покупают землю. В Бразилии и Аргентине ее берут в аренду. А в России фирма арендует землю для выращивания соевых бобов.
Комментируя данные, приведенные китайским бизнесменом, Портяков подчеркнул, что Китай осваивает зарубежные ресурсы в интересах развития своей страны. Россиянам сдача земли китайцам приносит выгоду. Например, в Иркутске раньше зимой не продавались свежие овощи. Теперь они есть – благодаря тому, что китайцы их выращивают в теплицах.
У нас размер арендуемых китайцами участков не велик. Они работают в Еврейской автономной области, Амурской области, Хабаровском крае. Были арендаторы из Китая и Волгоградской области.
«Конечно, есть жалобы на то, что гости используют нитраты в овощеводстве. Задача властей – контролировать этот процесс. Но у нас столько полей заброшено. Нет никаких причин бояться «китайского нашествия». Наоборот, сотрудничество с КНР может помочь России поднять производство животноводческой продукции», – заключил Портяков.