КНР удалось вывезти своих граждан из Ливии. Это свидетельство заботы правительства о соотечественниках, утверждает ТВ. Но не все рады эвакуации. Десятки прибывших на родину строителей отказались покидать аэропорт в Гуанчжоу, требуя зарплаты. События в Ливии также показали, насколько рискованна китайская экспансия на Черном континенте.
Пекин предпринял беспрецедентные меры для того, чтобы обеспечить эвакуацию граждан КНР из Ливии. Он направил туда гражданские и военно-транспортные самолеты, пассажирские суда и даже фрегат ВМС. По сообщению агентства AP, 35860 китайцев, в основном работавших на стройках или нефтепромыслах, было вывезено из страны, охваченной гражданской войной. Спасательная операция на земле, в воздухе и на море стала едва ли не главной темой в китайских СМИ. Репатрианты рассказывали ТВ, что в их лагерь в городе Адждабия ворвались грабители. 900 китайцам, среди которых были женщины и дети, пришлось бросить все нажитое и идти пешком по пустыне.
Вернувшиеся благодарили правительство. А капитан ракетного фрегата сказал тем, кто вступил на борт: «Когда вам угрожает опасность, сильная и процветающая родина всегда придет на помощь».
Вызволение попавших в беду соотечественников укрепляет престиж власти. «И для внутренней, и зарубежной аудитории важно показать, что правительство заботится о людях. Это путь к завоеванию руководством легитимности», – говорит декан университета Гонконга Ричард Ху.
Впрочем, не все китайские гастарбайтеры рады возвращению на родину. Как передало агентство Синьхуа, десятки строителей из провинции Хунань отказались покидать аэропорт города Гуанчжоу, пока им не отдадут зарплату. Менеджер строительной компании утверждал, что зарплата будет выплачена через две недели. «Но рабочие не верят в эти обещания и отказались ехать домой, так как там им будет трудней добиться положенного».
Согласно официальным данным, в конце прошлого года за рубежом работало 847 тыс. китайских рабочих. 30% из них работают на стройках, другие – в торговле, горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве, гостиницах и туризме.
Китайские компании, в основном государственные, вкладывают все больше средств в богатых природными ресурсами регионах, таких, как Африка, Центральная Азия, Латинская Америка. Экономика Поднебесной без импортного топлива и сырья не сможет быстро расти.
Но рост зарубежных капиталовложений имеет серьезные последствия. Одно из них – увеличение рисков для китайских капиталовложений. Ливия – наглядный тому пример. Ван Солао, специалист по Ближнему Востоку в пекинском университете, говорит, что китайские компании заключили контракты в Ливии на 18 млрд. долл.
Пока трудно сказать, как велики будут убытки. Но известно, что китайская компания по строительству железных дорог, вложившая в Ливии более 4,2 млрд. долл., признает, что потеряны стройматериалы и часть оборудования. Судьба трех проектов не ясна. Также неопределенной стала участь проекта сооружения жилых домов, который выполняла китайская инженерно-строительная корпорация.
Впрочем, потрясения в Ливии могут ударить и по капиталовложениям России. В беседе с «НГ» директор Института Африки РАН Алексей Васильев сказал, что Москва заключила с Триполи сделки на поставки оружия и прокладку железных на 2 млрд. долл. «Кроме того, Россия что-то получила и в нефтедобыче. Что касается российских инвестиций во всей Африке, то размер их никто не знает. Оценки колеблются в диапазоне 2– 6 млрд. долл».
Масштаб китайского и российского присутствия в Африке не сопоставим. По оценке южноафриканского банка Standard Bank, к 2015 году инвестиции КНР достигнут 50 млрд. долл. В обмен на доступ к минеральным ресурсам китайские госбанки по низким ставкам кредитуют свои фирмы, которые строят на континенте стадионы, проводят дороги. Объем торговли КНР с Африкой превысил 100 млрд. долл. в прошлом году.
Как уже писала «НГ», западные публицисты назвали китайскую экспансию в часть света, прежде безраздельно находившуюся под контролем европейских колониальных держав, «африканским сафари Пекина».
Марш в страны, куда денежные мешки на Западе не решаются вкладывать средства, находит горячее одобрение у их лидеров, но отнюдь не всегда у местного населения. Во–первых китайские фирмы часто привозят в Африку своих сотрудников. Отсюда обвинения, что они «крадут рабочие места у «сыновей земли». Во–вторых, африканцы порой протестуют против жесткого соблюдения дисциплины или других требований китайских менеджеров. Например, в Замбии бастующие рабочие шахты вступили в схватку с двумя китайскими управляющими. Китайцы в ответ открыли огонь. Теперь они должны предстать перед судом по обвинению в попытке убийства.
События в Ливии, как и конфликты в черной Африке, возможно, вынудят Пекин более осторожно подходить к инвестициям в неспокойных регионах, полагает Кристофер Элдер, старший преподаватель Лондонской школы экономики.