Япония уделяет особое внимание своим ВМС, не надеясь всецело на авианосцы под звездно-полосатым флагом.
Фото с сайта www.warship.ru
17 декабря 2010 года правительство Японии одобрило новые «Основные направления программы национальной обороны (2011)», сообщили средства массовой информации страны. В ней, как пишет газета «Асахи», отражена «обеспокоенность Японии по поводу усиливающегося военного строительства Китая и четкая позиция Японии, ее воля дать военный ответ на угрозы национальной безопасности». Можно отметить, что комментарии к содержанию новой программы в японских СМИ были скупы, как и рассказы об ее отличии от действовавшей до этого подобной программы.
В новых «Основных направлениях национальной обороны Японии» сохраняются стратегические принципы обеспечения национальной безопасности, заложенные в первые годы после Второй мировой войны.
С конца XIX века вся внешняя и внутренняя политика Японии формировалась на идеях милитаризма. Однако разгром милитаристской Японии во Второй мировой войне, а с ним и крах милитаристских идей побудил многих граждан задуматься о путях развития страны.
Выбор пути проходил в условиях оккупации страны де-юре странами победителями, де-факто Соединенными Штатами. Основной целью оккупационных властей Вашингтон ставил недопущение возрождения Японии как военного противника США. Поэтому были проведены мероприятия по искоренению милитаризма. Демобилизованы армия и флот, прошла чистка всех организаций от милитаристских элементов, распущены крупные монополии. Начала формироваться демократическая политическая структура, создавались политические партии и профсоюзы. Принята демократическая по содержанию Конституция и ряд законов, способствовавших демократизации.
Японский народ, пусть и в условиях оккупации, принял курс на демократическое развитие. В нашей литературе по известным причинам практически не исследовалось то, что этот курс поддерживался и многими «сильными японского мира», деловым сообществом, рядом видных политиков. Некоторые из них, еще в годы войны говорили, что милитаристский курс был ошибкой, что Япония должна была строить свое развитие на путях экономического роста.
ПРИНЦИПЫ ЁСИДА
Одним из таких политиков был Сигэру Ёсида. Он в 1944 году высказывался за заключение в кратчайший срок мира. За это как пораженец был арестован весной 1945 года. Молва характеризовала его как «врага милитаризма».
После капитуляции Ёсида с мая 1946 года по декабрь 1954 года возглавлял, с небольшими перерывами, пять кабинетов страны. Фактически это была «эра Ёсида», когда формировались принципы внешней политики страны. По оценке японских историков, будущее Японии Ёсида видел в отказе от попыток стать лидером в Азии с опорой на военную силу, в прочных связях и союзе с США. Укрепление этих связей рассматривалось им в активном участии на стороне США в холодной войне.
Устойчивость экономического роста в стране поддерживавшие Ёсида политики видели в развитии конкуренции и недопущении монополизации при четком разделении властей. Правила честной конкуренции, подчеркивали они, формируют законодатели, цель законов – развитие на благо государства. Выполняет законы правительство. За соответствием законам действий правительства следят органы судебной системы.
В первые годы оккупации Вашингтон основной целью ставил не допустить возрождения милитаризма в Японии. Но с ожесточением противостояния в ходе холодной войны, особенно после победы революции в Китае, взгляды Вашингтона на роль Японии в балансе военных сил в регионе сильно изменились. Японии стала отводиться роль «военного плацдарма» в борьбе «против коммунистической опасности на Дальнем Востоке». Участь стать «плацдармом», по всей видимости, не пугала, а даже устраивала деловые круги японцев и представлявших их политиков.
Принципы военной политики и обеспечения безопасности Японии закладывались еще в годы американской оккупации политиками консервативных буржуазных партий, находившихся у власти в стране. Уже тогда они пришли фактически к единому мнению, по которому внешняя и оборонная политика Японии должны служить, «прежде всего экономическим интересам нации». Но вставала проблема обеспечения безопасности. Строительство и развитие вооруженных сил, а с ним и возможность возврата к милитаризму, не вписывались в эту политику. Более рациональным виделась передача США обеспечения безопасности в обмен на согласие на размещение американских баз на территории страны.
Весной 1950 года, в ходе переговоров Токио и Вашингтона по подготовке к подписанию мирного договора, японская сторона дала согласие на сохранение американских баз на территории страны. Более того, японцы были готовы «выразить такое пожелание со своей стороны, если американцам это неудобно». И такое пожелание было высказано.
В январе 1951 года в Токио прибыл государственный секретарь США Джон Фостер Даллес для проведения переговоров с премьер-министром Японии Ёсида о подписании мирного договора. В сообщении по их итогам говорилось, что «правительство Японии обратилось к правительству США с просьбой о размещении в Японии американских военных сил и США благожелательно отнеслись к этому».
В сентябре 1951 года в Сан-Франциско, одновременно с подписанием мирного договора с Японией, был подписан и японо-американский договор безопасности, а через несколько месяцев и так называемый «административное соглашение», которое определяло статус американских баз на территории Японии на период действия договора безопасности. Все три документа вступили в силу 28 апреля 1952 года и в результате завершилось формирование японо-американского военного союза, с четким распределением функций – Япония предоставляет базы, США – обеспечивает военную безопасность.
Японская сторона, допустив размещение американских военных баз на территории страны, добровольно и сознательно передала Соединенным Штатам большинство функций по обеспечению безопасности страны, гарантировала защиту страны от вторжения извне, а также подавление возможных антиправительственных выступлений внутри страны. Главной целью при этом ставилось сокращение своих расходов на оборону до минимума.
Поэтому уже на упоминавшихся выше переговорах Ёсида с Даллесом Вашингтон впервые столкнулся с тем, что Токио, ссылаясь на положения 9-й статьи Конституции, провозглашавшей отказ от создания вооруженных сил, решительно отверг требования Вашингтона по созданию японских вооруженных сил. Ёсида на требование госсекретаря обеспечить «формирование вооруженных сил численностью 350 тысяч человек» и, что не менее важно, «с перспективой их участия в создаваемой США региональной системе безопасности» ответил: «Для выполнения требований США необходимо пересмотреть Конституцию. Однако мы не можем рассчитывать на благоприятный исход народного референдума по этому поводу».
После вступления в силу Сан-Францисского мирного договора полицейский корпус Японии, созданный по специальной директиве Штаба оккупационных войск в августе 1950 года, через две недели после начала войны в Корее, в октябре 1952 года, был переименован в Корпус национальной безопасности с личным составом в 110 тыс. человек.
Де-факто строительство вооруженных сил Японии как «сил самообороны» началось лишь после принятия 1 июля 1954 года Закона о силах обороны. На первый взгляд конституционный запрет на создание вооруженных сил был соблюден лишь формально, вместо термина «вооруженные силы» применен термин «силы самообороны». Тем более что началось, пусть и медленное, их наращивание по численности личного состава, вооружениям и боевым возможностям. Но Верховный суд Японии признал силы самообороны конституционными при условии, что они действуют только на территории страны и не участвуют в коллективной обороне. Важно, что последнее неизменно соблюдается руководством Японии.
В ноябре 1955 года во внутриполитической обстановке Японии произошло знаковое событие. Две буржуазные партии страны – Либеральная и Демократическая – объединились в Либерально-демократическую партию Японии (ЛДП). В дальнейшем более полувека до 2009 года военное строительство в Японии осуществлялось в соответствии со взглядами руководства ЛДП.
Принцип, по которому внешняя и оборонная политика страны должна служить прежде всего экономическим интересам нации, был сохранен и положен в основу деятельности ЛДП в реальной политике. Она, как аргументированно приходит к выводу известный российский японовед-политолог Сенаторов, проводилась партией на основе действий с «позиции умеренного, здравомыслящего союзника США» и «члена свободного мира, избегающего прямого участия в острых конфликтных ситуациях, тем более втягивания в вооруженные инциденты». Как показывает дальнейшая практика военного строительства Японии, ЛДП твердо придерживалась этого курса во все время нахождения во власти.
ДОГОВОР БЕЗОПАСНОСТИ
В разгар холодной войны Вашингтон прилагал большие усилия для создания под своей эгидой системы военных союзов на Дальнем Востоке, направленных против СССР и Китая. Вооруженные силы большинства стран – союзников США входили составными частями в стратегические концепции Вашингтона. И только силы самообороны Японии не были включены в подобные конкретные планы Пентагона. Японо-американский Договор безопасности обязывал Японию лишь предоставить США право на размещение своих баз на островах Японского архипелага.
В январе 1960 года Договор безопасности (1951) был пересмотрен и после жесткой внутриполитической борьбы в Японии был принят Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией. Не вдаваясь в перипетии этой борьбы, можно констатировать, что Договор безопасности 1960 года устраивал и Вашингтон, и руководство Японии, но не большинство граждан страны. Договор был лишь немного подкорректирован. США сохраняли свои базы на территории Японии, японская сторона брала на себя основные расходы по их содержанию.
Японское руководство устраивало то, что по Договору безопасности (1960) вооруженные силы США были обязаны защищать Японию от внешней агрессии и осуществлять ее прикрытие своим «ядерным зонтиком». В статье V договора говорится, что «каждая сторона признает, что вооруженное нападение на любую из сторон на территориях, находящихся под управлением Японии, было бы опасным для ее собственного мира и безопасности, и заявляет, что она предпримет действия для отражения общей опасности в соответствии со своими конституционными положениями и процедурами». Иными словами, Япония должна вступать в вооруженный конфликт только в условиях реальной угрозы безопасности собственной территории.
Срок действия Договора безопасности (1960) был определен на 10 лет, после чего любая сторона могла за год заявить о своем желании его денонсировать. О таком желании ни в Токио, ни в Вашингтоне, ни через 10 лет, ни до сего дня даже не было и мысли. Напротив, речь шла лишь о развитии союзнических отношений.
Силы самообороны Японии давно стали полноценной армией, несмотря на «антивоенную» Конституцию страны. Фото Reuters |
РОСТ И РАЗВИТИЕ АРМИИ
Тем не менее вооруженные силы Японии укреплялись по мере роста экономических возможностей страны, но в их строительстве всегда отражалась нацеленность на оборону в полном соответствии с решением Верховного суда Японии. В 1957 году были приняты Основной курс обороны. Оборонное строительство шло по пятилетним планам, которые реализовывались исключительно в интересах обеспечения обороны собственной территории.
Правительство ЛДП, несмотря на расширение экономических возможностей государства по развитию вооруженных сил и повышению их боевых возможностей, не проявляло особых усилий в этом направлении. Более того, выразив уже в первых программных документах стремление к «активному развертыванию мирной дипломатии», ЛДП предприняла ряд шагов для позиционирования Японии как исключительно миролюбивого государства. К ним можно отнести: ограничение оборонных расходов в 1% от ВВП; запрет на экспорт вооружения и военной техники; «три неядерных принципа»; строительство оборонного потенциала по принципу минимально разумной достаточности.
Большинство целей Основного курса обороны было достигнуто. Потребовалась новая долгосрочная стратегия в сфере обеспечения безопасности. В октябре 1976 года Совет национальной обороны и правительство приняли «Основные направления национальной обороны» как перспективный план строительства сил самообороны примерно на 20 лет. В них была провозглашена концепция «базовых сил обороны», то есть установлены количественные показатели для всех видов вооруженных сил, перед которыми поставлена задача быть готовыми самостоятельно отразить «ограниченную агрессию небольшого масштаба». Рост военного потенциала страны ограничивался уровнем «минимально необходимого для самообороны». Наметилась тенденция сокращения численности личного состава.
Цели «Основных направлений национальной обороны» 1976 года были достигнуты в срок, и кабинет министров в декабре 1995 года приняли «Основные направления программы национальной обороны» на период с 1996 года.
В документе подчеркивалось, что в соответствии с Конституцией Япония «по собственной инициативе проявляет умеренность в строительстве своего оборонительного потенциала, претворяя в жизнь основные принципы проведения политики, ориентированной исключительно на оборону. Лучше допустить вакуум силы, чем создать потенциал, придающий Японии характер угрозы», отмечается в документе.
Примечательно и указание, по которому повышение качества оборонного потенциала Японии должно осуществляться в тесном согласовании с экономикой и финансами. Предусматривалось сокращение численности личного состава и военной техники примерно на 20%. Эти сокращения намечалось осуществлять планомерно до 2010–2015 годов. Акцент делался на соблюдении ограничений, вытекающих из концепции решения исключительно задач обороны.
Подобный подход был основан на том, что в деле обеспечения безопасности страны руководство Японии все послевоенные годы во главу угла ставило развитие японо-американского союза и его укрепление. В настоящее время характер двусторонних взаимоотношений в военной области определяется принятыми в 1978 году Руководящими принципами японо-американского сотрудничества. В них прописаны действия сторон при нескольких вариантах развития кризисной ситуации до непосредственного нападения на Японию. Особо отмечается, что силы самообороны Японии и вооруженные силы США действуют под раздельным командованием, хотя предусматривается их тесное взаимодействие. Руководящие принципы не ставили под сомнение основополагающий принцип японской внешней и оборонной политики – служить прежде всего экономическим интересам страны.
Ради реализации этого принципа руководство Японии в лице правительств ЛДП никогда не пыталось оспаривать решающую роль США в японо-американском альянсе. Тем не менее силы самообороны Японии остаются чисто национальными вооруженными силами и ни в каких структурах не подчинены американскому военному руководству.
Негативным моментом в деятельности японо-американского союза являлась проблема концентрации американских баз в префектуре Окинава. Это вызывает постоянные и весьма мощные протесты населения Окинавы, что не могли не учитывать в Токио, да и в Вашингтоне. Проблема неоднократно обсуждалась в рамках Японо-американского консультативного комитета по вопросам безопасности, так называемый «комитет 2+2».
ДОРОЖНАЯ КАРТА ДЛЯ ТОКИО
На его заседании в мае 2006 года было выработано и подписано соглашение «Японо-американская дорожная карта, вехи для перестройки». В нем были рассмотрены также и вопросы снижения неудобств для населения из-за американских военных баз на территории Японии. Обе стороны демонстрировали добрую волю и понимание важности сохранения сдерживающего потенциала размещенного на этих базах контингента американских войск. При этом стороны принимали во внимание согласованный вывод военных специалистов двух стран о том, что оперативная обстановка в регионе диктует необходимость наличия на постоянной основе военных баз США именно на территории Японских островов.
Казалось, путь к решению проблемы баз был найден. С другой стороны, существенно изменилась обстановка в регионе, и спектр фактических угроз расширился, появились новые, которые требовали разработки новых направлений совместных действий США и Японии. Все шло к пересмотру Договора безопасности (1960). Хорошим поводом для начала переговоров по характеру изменений в нем рассматривались мероприятия в связи с 50-летним юбилеем договора в январе 2010 года.
Однако на парламентских выборах 30 августа 2009 года ЛДП потерпела поражение, к власти пришла Демократическая партия Японии (ДПЯ). Ее победа была обусловлена популистскими предвыборными обещаниями в социальной сфера, а также и обещанием добиться вывода ряда баз США и равноправия в японо-американском союзе.
В отношениях Токио с Вашингтоном возникла напряженность, констатировали японские СМИ. Вашингтон с некоторой тревогой следил за развитием ситуации. Предвыборные декларации лидеров ДПЯ в сфере оборонной политики значительно отличались от изложенных выше принципов и конкретных мероприятия ЛДП. Кроме того, сформированное ДПЯ правительство было коалиционным. В коалицию вошли Социал-демократическая партия Японии (СДПЯ) и Народная новая партия Японии (ННП), у которых взгляды на проблемы безопасности далеко не совпадали с позицией ДПЯ.
По настоянию СДПЯ в окончательный вариант коалиционного документа было включено заявление о намерении пересмотреть соглашение по базам 2006 года. ДПЯ согласилась с этим ради сохранения коалиции. Более того, сразу же после формирования правительства в сентябре 2009 года новоизбранный премьер-министр и председатель ДПЯ Хатояма инициировал расследование по поводу правомерности ряда договоренностей кабинетов ЛДП о базах США на Окинаве.
В декабре 2009 года администрация США уведомила Токио, что она не намерена проводить переговоры с целью углубления двусторонних отношений, приуроченных к 50-летию японо-американского Договора безопасности 1960 года. Еще более напряженность в отношениях между Токио и Вашингтоном усилилась после выступления Хатоямы во время официальных мероприятий по случаю 50-летия Договора безопасности (1960). Японский премьер-министр шокировал членов американской делегации своим заявлением о закате эпохи однополярного мира во главе с США и необходимости для Японии выстраивания равноправных отношений с США.
В конце январе газета «Иомиури» опубликовала статью председателя комитета по международным отношениям Сената США Джона Керри. В ней он, расценив Договор безопасности как «ключевой элемент обеспечения мира и процветания в Азии», отметил, что «мероприятия по случаю его юбилея носили сдержанный и формальный характер». Причина этого в том, что изменения во внутриполитической обстановке в Японии «вызывают серьезные опасения по поводу направленности развития альянса».
Растущую напряженность в японо-американских отношениях удалось снять лишь в феврале 2010 года, когда на встрече на Гуаме министра иностранных дел Японии Кацуя Окада и госсекретаря США Хиллари Клинтон была достигнута договоренность о начале консультаций с целью корректировки Договора безопасности.
Из-за непоследовательности в своих политических декларациях премьер Хатояма в мае 2010 года был вынужден подать в отставку. Как показал непродолжительный по времени его период нахождения во власти, лидер оппозиционной партии, связанный предвыборными обязательствами, столкнувшись с реальной политикой, не смог выбраться из сложного переплетения социально-экономических, внешнеполитических и оборонных проблем, пытаясь сдержать предвыборные обещания. Тем не менее ДПЯ оставалась во власти, а возникшие проблемы пришлось решать его преемнику, также видному деятелю ДПЯ Наото Кану.
В сфере внешней политики и обеспечения безопасности и обороны страны ему удалось, как считают японские обозреватели, «выправить негативные для японо-американских отношений последствия неуклюжих действий Хатоямы». Но осуществлено это за счет возвращения к проводившейся администрациями ЛДП оборонной политике.
Можно полагать, что это возвращение произошло под нажимом японского истеблишмента, который осознает, что Япония, находясь под защитой американского «ядерного зонтика» и опираясь на американскую военную мощь, может позволить себе сохранять прежний довольно умеренный уровень оборонных расходов, направляя основные ресурсы на развитие своей экономики, серьезно пострадавшей от мирового финансового кризиса, и социальные цели.
ИЗМЕНЕНИЙ НЕ ПРЕДВИДИТСЯ
Выгоды Японии от союзнических отношений с США намного превосходят негативные моменты от присутствия баз США. Японии не надо добиваться покровительства США как страховки на случай обострения отношений с Китаем, в том числе и по территориальной проблеме, как это делают в настоящее время другие страны Восточной Азии. Тенденция в направлении поиска гарантий со стороны США в этих странах в обеспечении своих суверенных прав обозначилась в ходе состоявшейся в Ханое в середине июля 2010 года конференции стран ЮВА. На ней была выражена их общая озабоченность в связи с нарастанием гегемонистских моментов в политике КНР, которая открыто претендует на всю акваторию Южно-Китайского моря.
Японское руководство осознает, что такая страховка на чрезвычайно выгодных для Японии условиях существует в форме японо-американского Договора безопасности и сопутствующих ему документах. В них содержатся обязательства США обеспечивать территориальную целостность Японии в нынешних границах, а также защищать ее права на установление границы исключительной экономической зоны, в том числе вокруг группы островов Сэнкаку.
Готовность США к этому подтвердил бывший заместитель госсекретаря США Ричард Армитадж, который в последнее время совершает деликатные дипломатические миссии там, где официальные контакты не желательны. Он находился в Токио, как можно полагать, в связи с выборами председателя ДПЯ. Выступая в пресс-клубе японских журналистов, Армитадж поздравил Наото Кана с переизбранием на пост председателя ДПЯ и автоматически на посту премьер-министра.
Комментируя инцидент с китайским рыболовным судном и кораблем береговой охраны Японии, Армитадж заявил, что тем самым Китай «проверял Японию». При этом, как пишет газета «Иомиури», он посоветовал послать Китаю намек, что «Токио и Вашингтон непоколебимо едины». При этом «нет необходимости что-то говорить о Сэнкаку», лучшим намеком «может стать увеличение оборонных расходов».
Армитадж предупредил Китай, что вооруженные силы США на основании японо-американского Договора безопасности будут обязаны принять меры, в случае если Китай будет активизировать свою деятельность вокруг островов Сэнкаку.
В новых «Основных направлениях программы национальной обороны» Японии отмечается, что от сил самообороны требуется возможность быстрого и гибкого реагирования на угрозы. Подход к выработке мер по обеспечению безопасности должен быть комплексным, с учетом развития не только военной составляющей, но и дипломатических актов, экономической помощи на нужды развития. Однако о существенном отходе от прежней «оборонной стратегии», как и от курса на «поддержание минимально необходимых для обороны сил», вряд ли можно говорить.