В минувшую субботу Дрезден вновь стал ареной массовой провокации неонацистов. Ей предшествовала вылазка 13 февраля, приуроченная к очередной годовщине англо-американской бомбардировки города на Эльбе. К чести немецких демократов, они в обоих случаях организовали в столице земли Саксония мощный антифашистский заслон. Не обошлось без беспорядков, столкновений с полицией, пострадавших и арестов.
В субботу днем Дрезден напоминал город, в котором объявлено осадное положение. Полиция и спецназ контролировали вокзал, поезда, мосты, автомобили, дороги, ведущие в центр. В воздухе барражировало несколько полицейских вертолетов. В свою очередь, тысячи дрезденцев блокировали вокзальную площадь, откуда должен был начаться марш неонацистов, и пути к другим местам их сбора. Во многих местах встали вахты памяти жертв нацизма с предупреждениями о недопустимости его возрождения в любых обличьях. По имеющимся данным, 13 февраля в этих действиях участвовало 17 тыс. человек, а 19-го – более 21 тыс.
Разумеется, власти знали о неприятии населением города и демократической общественностью вызывающих демонстраций неонацистов. Однако, несмотря на вылазку 13 февраля, в которой было задействовано, по данным полиции, 1,3 тыс. неонацистов, управленческий суд саксонской столицы разрешил абсолютно легально провести очередную такую акцию 19 февраля с числом участников до 4 тыс. и проведением митингов в трех местах города.
Столь же заведомо было ясно, что без беспорядков, в частности столкновений с так называемыми автономными левыми, этот день не обойдется. В субботу на попытки этой части контрдемонстрантов прорваться к огражденным и охраняемым силами правопорядка разрешенным местам сбора правоэкстремистов полиция ответила дубинками, водометами и слезоточивым газом. Итог: 30 пострадавших полицейских и 50 арестованных демонстрантов «преимущественно левого спектра».
Конечно, силы правопорядка не могут безучастно взирать на сооружение баррикад, поджоги мусорных контейнеров и использование «коктейля Молотова». Но политически ситуация получается странная. Разрешенным и, следовательно, легальным акциям неофашистов – полицейская защита, а пусть необузданным, но антифашистам – водометы. Представитель Партии зеленых Йоханнес Лихди назвал применение силы полицией неадекватным. В некоторых случаях, как пишет журнал Spiegel, она действовала быстро и жестко, пуская в ход водометы без предупреждения, а слезоточивый газ используя против мирных участников сидячих блокад.
По словам вице-председателя Бундестага социал-демократа Вольфганга Тирзе, участвовавшего в субботних акция протеста наряду с еще двумя такими же вице от зеленых и левых, «у меня складывается неприятное впечатление, что полиция, юстиция и городское управление защищают право на демонстрации неонацистов, ограничивая тем самым право на демонстрации демократов». Формально все по закону, фактически же уму непостижимо в стране, наученной прошлым и верной провозглашенному принципу противодействия любым его проявлениям. В Германии многие сознают, что масштаб и наглость правоэкстремистских акций требуют решительных контрмер. При этом не только в Германии наблюдается озабоченность терпимостью федеральной власти к праворадикальным силам.
Неонацистам не только разрешают демонстрации «присутствия». Их партия НДП по-прежнему получает часть финансирования за счет госналогов. Требования ее запрета уже многие годы звучат в полный голос. Между тем, напомнил министр внутренних дел земли Саксония-Анхальт Хольгер Ховельман, комментируя события в Дрездене и вновь ратуя за запрет НДП и всех неонацистских организаций, Конституция ФРГ предусматривает возможность такого решения.