0
7446
Газета В мире Интернет-версия

18.02.2011 00:00:00

Американский "отец" арабских революций

Тэги: египет, революция, йемен, ливия, иран, беспорядки


египет, революция, йемен, ливия, иран, беспорядки Ливийские женщины вышли вчера поддержать Муаммара Каддафи.
Фото Reuters

Все новые протесты и столкновения сотрясают Ближний и Средний Восток. В ночь на четверг бахрейнская полиция разгромила палаточный лагерь оппозиции на центральной площади Манамы. В стычках погибли по меньшей мере четыре человека. Ранее вспышка насилия произошла в Тегеране. На этом фоне администрация США пытается откреститься от обвинений в предательстве союзников, а американские СМИ рассказывают об авторе книги, которая могла стать своеобразной «поваренной книгой» для организаторов нынешней волны цветных революций.

По сообщениям из Манамы, бахрейнские власти задействовали вчера бронетехнику, чтобы блокировать Жемчужную площадь и не допустить возвращения туда демонстрантов, требующих повышения роли шиитской общины в политической и экономической жизни страны.

Накануне ночью полицейские с помощью дубинок и слезоточивого газа очистили площадь от обосновавшихся там за три дня до того манифестантов. При этом погибли четверо и были ранены 95 человек. Напомним, трения между шиитской общиной Бахрейна и суннитской правящей династией носят многолетний характер и не раз уже приводили к ожесточенным столкновениям и политическим кризисам.

Напряженная ситуация сохраняется в Ливии, Иране и Йемене. В Сане в столкновениях с силами безопасности погибли еще два человека и 25 получили ранения. Тем временем в Египте вчера продолжались забастовки, которые охватили крупнейшие частные и государственные предприятия, включая стратегически важный Суэцкий канал. Военные власти страны уже объявили, что экономическая ситуация не позволяет повысить зарплаты всем, кто этого требует, а забастовки только ухудшают положение.

Тем временем в США, которые в последнее время лишились сразу двух своих верных союзников на Ближнем Востоке и в Северной Африке, не утихает критика в адрес президента Барака Обамы. Его прямо обвиняют в проведении неумелой и непоследовательной внешней политики, не отвечающей американским интересам. В ответ Белый дом сообщил, что еще в августе прошлого года глава государства распорядился подготовить секретный доклад о ситуации в арабских странах и знал о назревающих кризисах в Тунисе, Египте, Бахрейне и Йемене. Он много обсуждал сложившееся положение со своими советниками и сознательно принял решение поддержать протестующих оппозиционеров, чтобы авторитарные правители не прибегли к жестким репрессиям.

Однако наблюдатели полагают, что эти заявления – лишь запоздалая попытка оправдаться. Президент Центра Никсона (Вашингтон) Дмитрий Саймс пишет, что поведение Обамы и его администрации вызвало озабоченность практически всех друзей Америки на Ближнем Востоке, при этом президент якобы полагался на мнение не экспертов-ближневосточников, а более молодых и «идеалистически настроенных» сотрудников своего аппарата. Кроме того, учитывая, что речь идет о многолетнем союзнике США, он мог бы воздержаться от того, чтобы открыто принимать чью-то сторону, и больше полагаться на неофициальные контакты. Или по крайней мере не выражать публично свое недовольство действиями Хосни Мубарака всего через несколько минут после телефонной беседы с ним.

Между тем New York Times рассказала о человеке, чьи идеи, возможно, легли в основу действий тунисских и египетских революционеров. По мнению журналистов издания, идейным отцом современных арабских революций мог стать 83-летний политолог из Бостона Джин Шарп, много лет уже изучающий проблему ненасильственного сопротивления авторитарным режимам.

Именно его практическое пособие «От диктатуры к демократии» стало настольной книгой борцов за демократию по всему миру – в Бирме, Боснии, Сербии, Эстонии, Зимбабве, Иране, а теперь и на Ближнем Востоке. Власти Венесуэлы, Мьянмы и Ирана обвиняют Шарпа в подрывной деятельности и в участии в разного рода заговорах.

Изучив опыт Махатмы Ганди, проанализировав итоги различных кампаний ненасильственного сопротивления, движений за права человека, экономических бойкотов, Шарп пришел к выводу, что для борьбы за свободу нужны тщательно разработанная стратегия и обстоятельное планирование. «Мы попытались тщательно продумать наиболее эффективные способы успешного уничтожения диктатуры с минимальными страданиями и жертвами», – пишет он в предисловии «От диктатуры к демократии».


Жемчужная площадь в Манаме стала центром антиправительственных протестов в Бахрейне.
Фото Reuters

При этом политолог настаивает, что лучший метод сопротивления – мирные протесты, поскольку, когда доходит до насилия, авторитарный режим почти всегда указывается куда мощнее, чем оппозиция. «Нигде в ходе анализа не утверждается, что борьба с диктатурой является легким и не требующим жертв делом. Любые формы борьбы предполагают осложнения и потери», – предупреждает Шарп. Он также указывает, что «падение режима не приводит к утопии» и дальше потребуются «упорная работа и долговременные усилия».

В своем пособии Шарп рассказывает, что представляет из себя диктатура, учит находить ее слабости и использовать их, предупреждает об опасности сделок и переговоров с авторитарным режимом и дает советы по организации акций протеста. В конце «учебника мирного революционера» приводится список из почти 200 ненасильственных методов борьбы.

Труды Шарпа были переведены на арабский. Они, в частности, использовались на тренингах, проводившихся в Каире Международным центром ненасильственных конфликтов. Там с идеями американского ученого познакомились тунисские оппозиционеры. Кроме того, лидеры египетских молодежных организаций изучали тактику сербского движения «Отпор», находившегося под сильным влиянием идей Шарпа. «Братья-мусульмане» вообще выложили «От диктатуры к демократии» на своем сайте, чтобы с брошюрой мог ознакомиться любой желающий.

Впрочем, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, к которому «НГ» обратилась за комментариями, не разделяет энтузиазма американских журналистов по поводу работ Шарпа: «Я не верю, что революции можно делать по книгам. Вполне возможно, что какие-то люди читали эту книжку, однако одного конкретного руководства быть не может». Эксперт указал, что в такой большой стране, как Египет, с его огромным населением и спецификой нельзя было воспользоваться какой-то готовой моделью. «Я думаю, что это больше спекулятивные рассуждения. Мы слышим уже не первый раз о каких-то планах, где все заранее расписано. Реальная жизнь это опровергает», – пояснил собеседник «НГ». Он добавил, что, хотя египетская революция имеет некоторое сходство с событиями в Киргизии, опыт каирских событий вряд ли пригодится в России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
2917
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1632
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
4264
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
5496

Другие новости