Вслед за совещанием министров финансов 17 стран зоны евро, собравшихся в понедельник, вчера в Брюсселе встретились руководители экономических и финансовых ведомств всех 27 членов ЕС. В соответствии с поручением глав государств и правительств стран сообщества они приступили к рассмотрению расширенного пакета реформ.
Комплекс соответствующих предложений должен быть представлен саммиту ЕС, планируемому на 24–25 марта. Для этого министрам необходимо договориться о деталях будущего постоянного «Европейского стабилизационного механизма» (ЕСМ), который в 2013 году придет на смену действующему Стабфонду. Это потребует внесения и ратификации некоторых изменений в Лиссабонский договор. Но буквально накануне старта этих обсуждений в программу был добавлен еще один элемент. Это так называемый план Меркель, который его инициаторы предпочитают называть «пактом о конкурентоспособности».
Согласование большой программы осложняется кризисом евро и сопутствующими обстоятельствами. Хлопнув дверью, в пятницу объявил об отставке глава Бундесбанка Аксель Вебер. Он считает, что его антикризисным предложениям не было уделено должное внимание. Канцлерин Ангела Меркель прочила Вебера на освобождающийся осенью пост президента Европейского центробанка, от чего он тоже отказался.
Предлагаемые в сообществе пути преодоления кризиса евро, спасения греций и предотвращения новых ирландий порой не сочетаются друг с другом либо расходятся с интересами отдельных членов или групп государств. Пропаганда не в ладах с реальностью. Оказалось, например, что из европейской доли действующего Стабфонда в 440 млрд. евро нуждающиеся страны могут воспользоваться только 250 млрд., остальное «съедает» страхование рискованных кредитных гарантий. В понедельник еврогруппа решила поэтому обеспечить будущий ЕСМ, как выразился ее председатель люксембургский премьер Жан-Клод Юнкер, «эффективной заемной емкостью» в 500 млрд. евро. Но еще неизвестно, как к этому решению семнадцати отнесутся не входящие в «клуб евро» страны сообщества, поскольку оно потребует увеличения и их долевого взноса в ЕСМ.
Что касается «пакта о конкурентоспособности», то бундесканцлерин ФРГ Ангела Меркель изложила его основные направления 4 февраля. Немецкая инициатива была предварительно обговорена с президентом Франции Николя Саркози. Она представлена как совместная позиция. Цель – спасти евро.
Идея плана Меркель состоит в том, что для гарантированной стабильности европейской валюты необходимо максимальное согласование экономической, финансовой и социальной политики стран группы евро. Речь идет, например, о выработке единых налоговых параметров и недопущении так назывемого налогового демпинга, под коим подразумевается низкая, как в Ирландии, ставка корпоративного налога. Берлин ратует также за введение всеми конституционной нормы «тормоза заимствования». В Германии такое ограничение бюджетного дефицита уже имеется. Унификации хотят подвергнуть и пенсионный возраст, подняв его, где он ниже, до 67 лет.
«Пакт о конурентоспособности» соответствует известной линии Германии на «дисплинаризацию» ЕС. Ведь в прошлом году в Берлине озвучивались предложения не только о контроле над банкротами, но и возможности отлучения их от евро. Теперь же выстраивается курс на превращение 17 стран евро в некое ядро, которое своим примером и ожидаемым успехом сумеет определить ход дел всего ЕС.