Пекин создает авианосный флот.
Фото Reuters
КНР официально стала второй экономикой мира. В прошлом году ее ВВП составил 5,88 трлн. долл., в то время как японский – 5,47 трлн. долл. Экономическое укрепление Китая сопровождается усилением его военной мощи и вызывает ответные меры со стороны его соперников. Азиатско-Тихоокеанский регион становится зоной усиленной гонки вооружений.
В КНР построен первый авианосец. Правда, не настоящий. Как сообщили китайские газеты, в городе Ухань, через который протекает крупнейшая река страны Янцзы, построен авианосец из бетона. Но это не парковая имитация судна, как, например, каменный корабль, в cвое время построенный по распоряжению цинской императрицы Цыси в водоеме Летнего дворца в Пекине. В действительности у нынешнего непотопляемого авианосца военное предназначение. Он предназначен для обучения летчиков взлету и посадке с палубы реального авианосца. Как известно, это самая трудная операция в действиях палубной авиации.
Создание имитатора авианосца вызвано тем, что в Китае вплотную занимаются созданием авианосного флота. И скоро, возможно уже в нынешнем году, а в крайнем случае – в будущем, в строй войдет первый настоящий китайский авианосец. Он был куплен на украинских верфях, и многие эксперты гадали – не в качестве ли металлолома. Но оказалось, нет. Ныне корабль дооборудуется для службы в составе китайских ВМС.
Это не единственная новинка китайских военных программ. Незадолго до визита в США председателя КНР Ху Цзиньтао в другом крупном городе Китая – Чэнду пробный полет совершил самолет J20, который считают прототипом самолета-истребителя
5-го поколения, создающегося с использованием технологии стелс (антирадарной). Кроме того, в это же время сообщалось о создании Китаем противокорабельных крылатых и баллистических ракет. Последние были даже названы «убийцами авианосцев».
Разумеется, Китай – не единственная страна региона, наращивающая свои военные мускулы. Если верить американской газете Wall Street Journal, поместившей в конце прошлой недели статью под заголовком «Новая гонка вооружений в Азии», в настоящее время в Азиатско-Тихоокеанском регионе усиливается военное соперничество держав.
Наиболее крупный военный потенциал в АТР бесспорно принадлежит США. В целом военные расходы США почти равны расходам всех остальных стран мира – в нынешнем финансовом году они, с учетом стоимости войн в Ираке и Афганистане, составят около 700 млрд. долл. При этом все более значительная часть американского военного потенциала размещается в АТР. На втором месте по военным расходам находится КНР. Официально китайский военный бюджет составляет 78 млрд. долл., но Пентагон считает иначе. По американской оценке, в Китае расходуется на военные цели до 150 млрд. долл.
Официально в США не числят Китай потенциальным противником, но в опубликованной на днях новой Военной стратегии в первую очередь говорится о проблемах, которые создает в АТР рост китайской военной мощи. На этот фактор ориентированы и пересматриваемые военные доктрины стран-союзниц. Так, новая военная программа Японии предусматривает подготовку сил самообороны к противостоянию возможной высадке на южных островах сил некоего противника. Подразумевается – Китая. В свежем австралийском докладе о военной ситуации в АТР говорится об опасности со стороны китайского оружия для американских авианосцев на удалении вплоть до 1200 миль от побережья КНР. Утверждается также, что «Китай размещает баллистические и крылатые ракеты, способные в течение считанных часов уничтожить американские базы на Гуаме, в Японии и других местах».
Поражают масштабами военные программы, принятые на базе всех этих рассуждений. Так, Япония намерена в период с 2011 по 2015 год израсходовать на модернизацию сил самообороны 284 млрд. долл. Планируется приобрести 5 подводных лодок, 3 эсминца,12 истребителей и 10 патрульных самолетов. Австралия выделяет 279 млрд. долл. на 20-летнюю программу наращивания своих вооруженных сил, где также в основе строительство новых боевых кораблей. Начавшаяся в 2006 году южнокорейская военная программа предусматривает расходы на цели перевооружения в течение 15 лет в размере 550 млрд. долл. Речь идет прежде всего о приобретении новых боевых самолетов и кораблей.
Если США и их союзники обосновывают свои военные программы прежде всего опасностью со стороны Китая, то мотивы других стран порой варьируются. Так, Индия, чей военный бюджет достигает 32 млрд. долл. в год и растет более чем на 8% ежегодно, развивает свои вооруженные силы как с учетом роста военной мощи Китая, так и Пакистана, являющегося традиционным противником.
Вооружаются и средние страны – с учетом существующих в регионе территориальных споров, возрастающей важности проходящих через регион морских путей и обостряющегося соперничества крупных держав. Показателен в этой связи интерес ряда стран к приобретению подводных лодок – при сравнительно невысокой стоимости субмарины значительно усиливают чувство безопасности у владеющих ими стран.
В итоге получается, что гонка вооружений в АТР идет в масштабах и темпами, невиданными со времени соперничества между Америкой и Советским Союзом в период холодной войны.