0
1716
Газета В мире Интернет-версия

14.02.2011 00:00:00

Арабский мир ждет новых революций

Тэги: египет, революция, алжир, йемен


египет, революция, алжир, йемен Успех революции в Египте накалил обстановку в других странах региона.
Фото Reuters

Вчера египетская столица начала постепенно возвращаться к нормальной жизни. Оппозиционеры освободили часть центральной площади Тахрир. Но требуют от военных властей скорейшего проведения демократических преобразований и обещают возобновить протесты в случае, если они не будут услышаны. Между тем отставка президента Египта Хосни Мубарака дала мощный импульс протестам в других арабских странах. Накануне в Алжире и Йемене произошли массовые столкновения антиправительственных демонстрантов с полицией. Эксперты «НГ» не исключают, что также зашатаются режимы в Ливии и Иордании. Тем временем появились сообщения, что США пытаются раскачать ситуацию в Иране и Сирии.

После бурных народных гуляний, которыми жители египетской столицы отметили победное завершение 18-дневного противостояния оппозиции с президентом, в Каире вчера открылись магазины и лавки, а люди отправились на работу. Но что ждет их страну завтра – пока вопрос открытый.

В пятницу под давлением армии правивший почти 30 лет президент Мубарак ушел в отставку, а власть в стране перешла в руки Высшего военного совета во главе с министром обороны АРЕ маршалом Хусейном Тантави. Военные пообещали обеспечить мирную передачу полномочий новому демократическому руководству, а также подтвердили приверженность Египта всем международным соглашениям, включая мирный договор 1979 года с Израилем. Кроме того, были начаты расследования в отношении ряда знаковых фигур предыдущей администрации, причастных к коррупционным скандалам и к гибели мирных граждан в ходе антиправительственных выступлений.

Однако ситуация в стране по-прежнему непростая – часть демонстрантов остается на Тахрире, чтобы гарантировать выполнение всех обещаний, данных военным руководством.

Вчера появились сообщения о стычках манифестантов с военными, которые попытались очистить центральную площадь. А накануне оппозиционные движения потребовали от Высшего военного совета отменить режим чрезвычайного положения и провести в ближайшее время честные и справедливые выборы в парламент.

На фоне событий в Египте заметно обострилась обстановка в ряде других стран региона. В столице Алжира противники режима, вдохновленные уходом Мубарака, попытались провести в субботу марш с требованием отставки президента Абдельазиза Бутефлики и проведения демократических реформ. Тысячи оппозиционеров собрались на центральной площади, но были блокированы силами безопасности, которые втрое превосходили их по численности. Попытки групп молодежи силой прорвать полицейский кордон успеха не имели и примерно через три часа демонстранты покинули площадь. Было арестовано около 400 человек. Наблюдатели объясняют провал акции тем, что ее не поддержали ни алжирские профсоюзы, ни ведущие оппозиционные партии. Тем не менее организаторы субботнего марша считают, что добились успеха, поскольку это первый случай за 15 лет, когда удалось провести митинг протеста в столице. Правительство Алжира озабочено сложившейся ситуацией. Власти уже пообещали создать новые рабочие места, улучшить ситуацию с жильем и восстановить демократические свободы, включая отмену действующего 19 лет чрезвычайного положения.

Тем временем в субботу в Йемене также прошли выступления оппозиции. Тысячи молодых людей вышли на улицы столицы страны Саны, чтобы отпраздновать отставку Мубарака. Они попытались пройти маршем до посольства Египта, но были встречены полицией. В результате вспыхнувших стычек были раненые.

Ранее на минувшей неделе президент Йемена Абдалла Салех обещал вынести на рассмотрение парламента проект демократической реформы, рассчитывая тем самым успокоить население. Однако теперь, когда Египет вслед за Тунисом продемонстрировал, как народ может мирным путем добиться ухода авторитарных лидеров, его положение сильно осложнилось. Местные аналитики предсказывают, что ближайшие несколько недель могут стать решающими для судьбы нынешнего йеменского режима.

Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский полагает, что самая высокая вероятность смены режима – в Йемене. Президент Салех находится у власти много лет. «Его нельзя назвать видным государственным деятелем. Но он достаточно хитрый: он сумел, балансируя между разными племенами, сохранить власть». Эксперт выделил три конфликтных аспекта в стране.

Во-первых, юг хочет отделиться от севера. Во-вторых, в северо-западной части уже несколько лет ведет войну ряд племен. Наконец, в Йемене появилась «Аль-Каида», которая сейчас превращает страну в одну из своих баз.

Вероятность революции в Алжире заметно ниже. «Десять лет назад там закончилась жуткая война между армией и исламистами, унесшая несколько тысяч жизней. И хотя люди в большинстве скажут, что режим паршивый, а жизнь тяжелая, но вряд ли они захотят возобновления кровопролития. Ведь если опять начать опрокидывать лодку, повторятся события 1990-х годов: армия не потерпит исламистов, а те будут стремиться заполучить власть. Поэтому население, возможно, решит перетерпеть», – считает собеседник «НГ».

Между тем все предпосылки для выступления масс есть в Ливии. Это богатая страна. Колоссальный поток денег от нефти пусть маленьким ручейком, но доходит практически до каждого ее жителя. Но то, что было приемлемо для народа 10–20 лет назад, сейчас молодым и образованным ливийцам может прийтись уже не по душе. «Такие недовольные люди есть, и они готовы выступить, тем более что лидер Ливийской Джамахирии Муамар Каддафи находится у власти уже 42 года. Это рекорд», – отметил эксперт. Впрочем, Мирский не исключает, что Каддафи все же удастся провести остаток жизни на посту и в своем шатре.


В Алжире в ходе протестов были арестованы около 400 человек.
Фото Reuters

Причины для бунта существуют и в Иордании. Однако там следует учитывать важный религиозный фактор. Король Иордании Абдалла – выходец из семьи хашимитов, принадлежавшей к племени, в котором родился Пророк Мухаммад. Его семья в течение столетий охраняла Мекку и Медину. «Так что король Абдалла – это не какой-то президент или генерал. Не представляю, чтобы кто-то мог выйти на улицы Аммана с криком «Король, пошел вон!» – считает эксперт.

Между тем интересная ситуация складывается в Сирии. В субботу появилось заявление официального представителя Госдепартамента Филиппа Кроули, в котором США потребовали от правительства страны освободить всех содержащихся в тюрьмах политзаключенных и «предоставить гражданам возможность пользоваться общемировыми правами на свободу слова и собрания». Некоторые наблюдатели истолковали это как подкоп под режим Башара Асада.

Впрочем, специалисты считают власть в Сирии довольно устойчивой. У сирийского руководства есть ресурс, которого нет ни у одного другого режима в арабском мире, – это внешний враг под боком: Израиль, который захватил часть сирийской земли. Асад считает своим долгом на каждом шагу напоминать народу, что не успокоится, пока не вернет эту территорию. «Объективно почва для волнений есть, если учесть, что подавляющее большинство населения – сунниты, а у власти стоят алавиты – люди, которых после образования республики называли «презренной сектой дворников и прислуги», – говорит Мирский. «Если бы не было израильского фактора, алавитов давно бы свергли», – считает собеседник «НГ».

Параллельно американцы пробуют на прочность иранский режим. В минувший уик-энд помощник президента США по национальной безопасности Том Донилон потребовал от правительства Ирана предоставить своему народу свободу собраний. Но готовы ли персы выйти на улицы? Георгий Мирский полагает, что пока время для ухода иранского режима не пришло. У власти там находятся духовные лица. Это режим исламской революции. Народ в большинстве своем считает, что духовный лидер аятолла Хаменеи обеспечивает безопасность и независимость страны. «Есть огромное количество простых людей – крестьян, городской бедноты, которые в египетских событиях большой роли не сыграли. А в Иране эти люди, которых не интересует свобода и демократия, выступят против демонстрантов, которые попытались бы добиться смены власти. Кроме того, в Иране есть мощный Корпус стражей исламской революции, который не чета египетской полиции», – заключает Мирский.

Схожего мнения придерживается президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Он не верит, что в народных революциях в Иране или Сирии к власти пришли бы силы, благожелательно настроенные к Америке. «В Иране давно уже подавлено оппозиционное движение. Причем это движение не было проамериканским. Зеленое движение в Иране в огромной своей массе относилось к Соединенным Штатам не лучше, чем правящая элита, – заявил эксперт «НГ». – В Сирии же проблема в том, что к власти могут прийти «Братья-мусульмане».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
1559
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
1298
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1701
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1652

Другие новости