Демонстранты жгли портреты нового премьера.
Фото Reuters
Вчера президент Ливана Мишель Сулейман поручил формирование нового правительства страны телекоммуникационному магнату Наджиба Микати, за которым стоит радикальное шиитское движение «Хезболлах». Ранее за назначение миллиардера премьер-министром высказалось большинство депутатов ливанского парламента. Между тем по стране прокатилась волна протестов, организованных суннитами – сторонниками бывшего премьер-министра Саада Харири, которые обвинили «Хезболлах» в «конституционном перевороте» и захвате власти в стране.
Возглавляемая «Хезболлах» «Коалиция 8 марта» сумела обеспечить Микати голоса 68 из 128 депутатов национального парламента. За кандидатуру Харири высказались 55 законодателей. Исход голосования решил лидер ливанских друзов Валид Джумблат, уже неоднократно переходивший из одного лагеря в другой и поддержавший на этот раз «Хезболлах».
Между тем сторонники Харири продолжают начатые в понедельник акции протеста. Они утверждают, что «Хезболлах» собирается передать контроль над правительством прямиком в руки своих иранских и сирийских покровителей. По их словам, любой, кто поддержит Микати, «будет считаться предателем».
Протесты охватили ряд районов Бейрута и город Триполи на севере страны, где демонстранты поджигали баррикады из старых автопокрышек и перекрывали шоссе. Представители международных миротворческих сил также сообщили о выступлениях суннитов в порту Сидон на юге Ливана. Однако обещанный суннитами «день гнева», похоже, не очень впечатлил «Хезболлах» и их союзников. Маловероятно, что эти выступления перерастут в гражданскую войну, слухи о которой появились после отставки правительства 12 января.
На этом фоне наблюдатели отмечают, что хотя Микати и пообещал сотрудничать со всеми политическими силами, в Ливане на самом деле произошел очень серьезный сдвиг – впервые шиитам удалось потеснить традиционную элиту (суннитов и христиан) и навязать стране своего премьера. Буква закона, однако, была соблюдена – Микати является суннитом, а в соответствии с Конституцией только представитель этой общины имеет право возглавить правительство.
Впрочем, эксперты полагают, что «Хезболлах» все равно придется искать какие-то способы сотрудничества с Харири. Без этого управлять страной будет трудно, ведь бывшего премьера поддерживает добрая половина населения. Ранее Харири дал понять, что его фракция ни под каким предлогом не станет участвовать в работе правительства во главе с Микати. Напомним, Харири считается фактическим лидером суннитской общины Ливана. Он опирается на поддержку США и Саудовской Аравии, которые стремятся вывести Ливан из-под влияния Сирии и Ирана.
Кроме того, Ливан рискует оказаться в изоляции. Вашингтон, например, уже предупредил, что может прекратить оказание помощи, если проиранские силы придут к власти в Бейруте.
Между тем все очевиднее становится подоплека нынешнего политического кризиса в Ливане. Связанные с «Хезболлах» политики заявляют, что создаваемое ими новое правительство в первую очередь разорвет все связи с трибуналом ООН, занимающимся расследованием убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. Напомним, именно после отказа Саада Харири прекратить контакты с трибуналом 11 министров от «Коалиции 8 марта» подали в отставку, спровоцировав кризис. Хотя официально следователи еще не обнародовали свои выводы, ни для кого не секрет, что вину за гибель политика они возложат на «Хезболлах». Это чревато громким судом над высокопоставленными функционерами движения. Кроме того, может пострадать патриотический имидж «Хезболлах» как бескорыстного защитника Ливана от израильских посягательств.