Докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по России Андреас Гросс завершает сегодня визит в РФ. Гросс и его коллега Гиорги Фрунда готовят отчет по выполнению Москвой обязательств, взятых при вступлении в Совет Европы. В интервью корреспонденту «НГ» Андрею ТЕРЕХОВУ Андреас ГРОСС рассказал о впечатлениях от беседы с Михаилом Ходорковским, дал оценку ситуации в РФ перед предстоящими выборами, рассказал, что необходимо сделать в стране, чтобы соответствовать стандартам организации.
– Господин Гросс, почему в предварительной повестке дня открывающейся в понедельник пленарной сессии ПАСЕ не упоминается Россия?
– Мы не обсуждаем ситуацию в каждой стране на каждой сессии. Но можете не сомневаться, что Россия будет упомянута при обсуждении, например, подтасованных выборов в Белоруссии, которые российские чиновники не захотели подвергнуть критике.
– На ваш взгляд, насколько преуспела Россия в выполнении своих обязательств, взятых при вступлении страны в Совет Европы? Сильно ли изменилась ситуация в этой сфере с момента выхода последнего мониторингового доклада ПАСЕ по России в 2005 году?
– В двух словах такую оценку не отразить. По этой теме мы подготовим доклад. Именно для этой цели мы уже в третий раз за год прибыли в Москву.
Что-то изменилось к лучшему, что-то не претерпело серьезных изменений, следует задуматься и о ряде моментов, по которым наблюдалось ухудшение.
Доклад, который мы готовим, будет основан на обязательствах, под которыми подписалась Россия, вступая в Совет Европы. И мы попытаемся определить приоритеты, которые еще предстоит реализовать, чтобы выполнить эти обязательства.
– Какие события в России – социальные, политические – вызывают у вас наибольшую озабоченность?
– Этот вопрос выходит за рамки мандата процесса мониторинга. Однако я готов ответить на него как ответственный европейский гражданин и убежденный демократ. В политическом плане наибольшую озабоченность у меня вызывает тот факт, что развитие демократии в каждой стране зависит от способного правительства и не менее способной оппозиции, которая может давать критическую оценку действиям большинства в парламенте и общественной жизни. Такую сильную оппозицию и осознанную критику России еще необходимо взрастить. В социальном плане большую обеспокоенность у меня вызывает ситуация как в России, так и в Швейцарии, когда богатые всегда становятся еще богаче, бедные – еще беднее, а связующая сила общества подрывается. Отличие заключается в том, что у вас в России есть гораздо больше бедных людей, а богатые в недостаточной степени облагаются налогом.
– Удовлетворены ли вы уровнем содействия, который вам до сих пор обеспечивали российские власти?
– Наши коллеги-парламентарии, а также активисты и интеллектуалы гражданского общества любят с нами работать и делают это открыто и искренне. Со стороны правительства нам слишком часто предлагают в качестве собеседников заместителей министров вместо министров, которые несут реальную ответственность. Кроме того, мы, кажется, еще не доросли до того, чтобы нас пустили на беседу с президентом и премьер-министром, хотя у нас есть много вопросов для обсуждения с ними. 11 лет назад я говорил с Путиным в течение трех часов, но в то время он еще был на пути наверх.
– Какие впечатления остались у вас после встреч, которые прошли в ходе вашего нынешнего визита в Россию?
– 18 января у нас была очень хорошая встреча с председателем Верховного суда, а также в Госдуме. В течение двух часов с российской делегацией в Совете Европы мы говорили о «дорожной карте», которую мы хотели бы подготовить для России, чтобы она выполнила обязательства и отвечала стандартам страны – члена Совета Европы. Вечером мы встречались с замминистра иностранных дел, курирующим данную сферу, а потом отлично побеседовали с уважаемым писателем Виктором Ерофеевым, Московской Хельсинкской группой и Борисом Немцовым. Затем почти до полуночи я разговаривал с другом, ответственным журналистом. 19 января у нас прошла конференция с чиновниками, отвечающими за российские тюрьмы, в Минюсте. И мы побывали в тюрьме, где содержится Михаил Ходорковский, и смогли с ним пообщаться. Эта встреча произвела на меня очень большое впечатление, я ее никогда не забуду.
– События конца минувшего года – избиение журналиста Олега Кашина, беспорядки на Манежной, решение суда по делу Ходорковского – вызвали большой резонанс в России и Европе. Как вы оцениваете их и включите ли вы это в свой доклад?
– Конечно. Мы обсуждали это со многими из тех, кого я упоминал выше. Меня беспокоит насилие, существующее в российском обществе, крайне опасные тенденции, которые можно наблюдать в российском обществе, а также насилие, его используют некоторые институты в отношении ряда граждан, отстаивающих свои взгляды.
– Что вы можете сказать по поводу того, как российские власти относятся к оппозиции?
– Это вопрос, который вызывает у меня наибольшую озабоченность. И мне часто приходится испытывать разочарование по этому поводу.
– Как вы оцениваете на данный момент шансы проведения в России свободных и честных выборов?
– Я обсуждал эту тему в ходе предыдущего визита с председателем Центральной избирательной комиссии и выразил ему свою большую обеспокоенность. Россия нуждается в большем плюрализме, более ответственных дебатах. Необходимо, чтобы над происходящим задумались все слои общества, государство, его институты и, конечно, Госдума.
– Когда вы намерены обнародовать свой доклад?
– Пока мы не можем этого сказать. В октябре этого года, либо, что наиболее вероятно, в первой половине 2012-го.