Нищета и несправедливое распределение богатства заставили выйти на улицы тысячи молодых алжирцев.
Фото Reuters
Последствия мирового экономического кризиса распространились на Алжир и Тунис, по которым прокатилась волна голодных бунтов. Недовольство молодежи ростом цен на продовольствие, хронической безработицей и отсутствием перспектив вылилось в массовые беспорядки и столкновения с полицией, в ходе которых погибли десятки человек. Социальный конфликт может привести к смене правящих режимов и расцвету радикального исламизма. Запад сохраняет молчание, опасаясь обострения ситуации.
Напомним, голодные бунты начались в Тунисе в конце декабря, после самосожжения молодого человека с высшим образованием, оставшегося без работы. Так дипломированный специалист выразил свой протест против безработицы и неудовлетворительных условий жизни – у него конфисковали овощи и фрукты, которыми он торговал. Волна беспорядков прокатилась по многим городам Туниса, в начале января распространившись на соседний Алжир. В этой стране поводом для беспорядков стал резкий рост цен (на 30–50%) на продовольствие (муку, оливковое масло и сахар).
Тысячи молодых людей громили административные здания, перекрывали улицы, поджигали автомобильные покрышки, забрасывали камнями сотрудников полиции. Власти обеих стран решительно подавляют беспорядки. По официальным данным, в Тунисе в ходе столкновений с правоохранительными органами погибли 14 человек, тогда как оппозиция заявляет о 20 погибших, а газета Monde сообщает о 23 жертвах и десятках тяжелораненых. По данным алжирских властей, в этой стране погибли 2 человека, 400 получили ранения, около 1000 арестованы.
Проблемы двух североафриканских государств схожи – отсутствие работы, острая нехватка жилья, низкий уровень социальной защиты, безвыходное положение молодежи. Эксперты полагают, что беспорядки в скором времени могут распространиться и на Марокко. Люди в возрасте до 30 лет составляют 75% населения Алжира – безработица среди этой категории граждан достигает 20%, около 23% алжирцев живут за чертой бедности. При этом с экономической точки зрения Алжир сильно отличается от слабого Туниса – это крупнейший экспортер нефти и газа в Африке. Однако из-за процветающей коррупции и бюрократии доходами от экспорта энергоресурсов пользуется лишь правящее меньшинство. Таким образом, волнения ослабили режим Абдельазиза Бутефлики, правлением которого недовольно население.
В Алжире царит тревожная атмосфера, пишет Figaro. События напоминают сценарий 1988 года, когда страна почти на 10 лет погрузилась в гражданскую войну между сторонниками светской власти и фундаменталистами. По данным европейских СМИ, граждане опасаются возвращения исламистов, которые могут воспользоваться ситуацией для установления контроля над страной, и запасаются продовольствием.
Тем не менее ожидать свержения президентов Туниса и Алжира скорее не стоит, делают вывод наблюдатели. При отсутствии оппозиции и свободы слова в Тунисе авторитарному режиму Зин аль-Абидина бен Али нет альтернативы, при том что он пользуется международной поддержкой с момента прихода к власти в 1987 году. «Евросоюз в отношениях со странами Магриба парализован страхом перед вспышкой исламизма. Европа постарается убедить правительства поддерживать порядок и пойти на экономические и символические уступки населению», – сказал Liberation историк Пьер Вермерен. По его мнению, правительство Алжира должно сделать все возможное, чтобы не допустить политической нестабильности и возвращения фундаменталистов. «Алжирцы пережили кровавое десятилетие, и никто не хочет возобновления войны. Действительно, страна находится в политическом тупике. И сейчас многое будет зависеть от действий Бутефлики», – считает специалист по современному Магрибу.