Северокорейские дипломаты покинули экстренное заседание Совбеза ООН, на котором вину за обострение обстановки хотели возложить на Пхеньян.
Фото Reuters
Пхеньян решил не отвечать на прошедшие вчера в Желтом море учебные стрельбы боевыми снарядами, которые провела южнокорейская армия. Эта военная демонстрация прошла вопреки предостережениям, прозвучавшим из Москвы и Пекина и обеспокоенности, высказанной на экстренном заседании СБ ООН в Нью-Йорке, созванном в воскресенье по российской инициативе.
КНДР «не считает необходимым отвечать на военную провокацию Южной Кореи», говорится в заявлении верховного командования Корейской народной армии, распространенном в понедельник по каналам информационного агентства ЦТАК. Это сообщение заметно разрядило обстановку вокруг Корейского полуострова, которая накануне балансировала на грани полномасштабной войны.
Вчера днем в течение почти двух часов на южнокорейском острове Йонпхендо в Желтом море практически непрерывно гремела канонада, от которой тряслись стены в бомбоубежищах, где прятались немногие оставшиеся там жители. В воздух «на всякий случай» были подняты южнокорейские боевые самолеты. Учения были представлены как плановые, проводимые регулярно, один раз в месяц.
Примерно такие же стрельбы, проведенные 23 ноября, рассматривались Пхеньяном как провокация. Дело в том, что Йонпхендо находится примерно в 10 км от побережья КНДР и линия разграничения морского пространства в этом районе оспаривается сторонами. Пхеньян утверждал, что тогда снаряды падали в его территориальные воды. В ответ северокорейская артиллерия обстреляла Йонпхендо, четыре человека погибли.
На этот раз Москва и Пекин выступили с призывом к обеим сторонам проявлять сдержанность. По инициативе России в воскресенье был созвано экстренное заседание Совета Безопасности ООН. Однако оно не смогло принять резолюцию, так как США и другие западные страны настойчиво добивались включения в текст оценки, возлагающей вину за кризис исключительно на Пхеньян.
Вашингтон поддержал «суверенное право» Сеула на проведение учений, на них присутствовали около 20 американских военных.
Пхеньян назвал учения «самоубийственной провокацией» со стороны Сеула и пригрозил ответить «непредсказуемым ударом». Но потом заявил, что они «не заслуживают» ответа.
Более того, накануне из Пхеньяна пришли сообщения о том, что северокорейское руководство проявило готовность решить ряд вопросов, связанных с его ядерной программой.
На встречах в Пхеньяне с губернатором американского штата Нью-Мексико Биллом Ричардсоном северокорейские руководители проявили готовность вновь допустить инспекторов МАГАТЭ на северокорейский ядерный объект. Кроме того, по словам Ричардсона, они проявили заинтересованность в проведении переговоров о продаже имеющихся у них 12 тыс. отработанных топливных стержней (элементов). Как известно, отработанные топливные элементы содержат плутоний, который может использоваться при создании ядерного оружия. Ричардсон сказал, что стержни могут быть предложены Южной Корее. В Пхеньяне также согласились рассмотреть предложение Вашингтона создать трехстороннюю военную комиссию с участием северокорейских, южнокорейских и американских представителей.
Ричардсон был в Пхеньяне как частное лицо, однако он уже давно вовлечен в контакты с КНДР.
Решение Сеула провести стрельбы, несмотря на призывы к сдержанности, зарубежные эксперты оценивают как отражение стремления президента страны Ли Мён Бака проявить твердость на фоне критики в стране его действий на предыдущем этапе нынешнего кризиса на Корейском полуострове.
Что касается готовности Пхеньяна продать отработанные топливные стержни, то этот шаг может привести к прекращению его плутониевой программы. Такое мнение высказал агентству Reuters Ким Юн Хван, эксперт Университета Донггук.