Эксперты-ближневосточники ищут выход из тупика.
Фото автора
Сохранение статус-кво на Ближнем Востоке может привести к дестабилизации региона – эта идея стала лейтмотивом стартовавшей вчера конференции «Сценарии и модели ближневосточного урегулирования», которая организована дискуссионным клубом «Валдай». В рамках форума за одним столом встретились эксперты и дипломаты из России, США, Великобритании, Израиля и арабских стран.
Участники конференции признали, что в нынешних условиях окончательное урегулирование откладывается на неопределенный срок. Этому способствует целый ряд внешних и внутренних факторов. В первую очередь, это стремление нынешнего израильского правительства сохранить существующее положение и избежать тех решений, которые могут ослабить поддержку со стороны населения.
Одновременно получилось так, что «квартет» международных посредников (Россия, США, ЕС и ООН), игравший ведущую роль в урегулировании в начале 2000-х годов, оказался отодвинут на второй план, а лидерство перешло к США. Однако сейчас активность Белого дома на Ближнем Востоке снижается, поскольку президент Барак Обама после фактического провала прямых палестино-израильских переговоров демонстрирует стремление дождаться второго срока, когда у него будут развязаны руки для решительных действий на ближневосточном направлении.
Чем же чревато отсутствие мира на Ближнем Востоке? В первую очередь велика опасность ослабления умеренного крыла палестинцев, прежде всего ФАТХ, который сейчас находится у власти на Западном берегу. Там могут победить радикалы из ХАМАС, занимающие гораздо более жесткую позицию. При этом возникает опасность возобновления террористической деятельности со стороны палестинцев и жестких ответных действий со стороны Израиля.
Другой возможный сценарий – одностороннее провозглашение палестинского государства, которое скорее всего получит широкую поддержку не только со стороны стран Азии и Латинской Америки, но со временем и многих европейских государств.
На фоне сохраняющегося тупика на Ближнем Востоке неизбежно произойдет усиление Ирана, который набирает очки за счет жесткой позиции в отношении Израиля. Другое возможное последствие – более проарабский курс Турции, которая и так уже резко критикует позицию Израиля.
Отдельно необходимо учитывать, что без палестино-израильского урегулирования невозможен прогресс на сирийском направлении мирного процесса, поскольку Дамаск не захочет оставлять палестинцев один на один с Израилем, чтобы не навлекать на себя осуждение арабского мира.
Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что арабо-израильский конфликт подпитывает деятельность джихадистов, стремящихся дестабилизировать государства региона, например Египет и Саудовскую Аравию. Как отметил президент Торгово-промышленной палаты РФ, бывший премьер-министр и глава МИД России академик Евгений Примаков, в плане борьбы с исламским экстремизмом арабо-израильский мир важнее, чем американские операции в Ираке и Афганистане.
Шейх Тайсир аль-Тамими, генеральный секретарь Комитета шариатских судов Палестины, напомнил о той сложной ситуации, которая складывается в связи с планами Израиля по расширению поселений в Восточном Иерусалиме. Он подчеркнул, что неосторожные действия в городе, где сосредоточены святыни всех авраамических религий, могут привести к вспышке межконфессиональной вражды, способной распространиться по всем странам, где есть христиане, мусульмане или иудеи.
И арабские, и израильские участники подтвердили, что сейчас необходим новый подход к переговорам и новая основа для диалога. Шломо Бром, эксперт из израильского Института исследований национальной безопасности, рассказал «НГ», что за 17 лет, прошедших с начала палестино-израильских переговоров, уже были озвучены все возможные варианты решения проблемы, поэтому сейчас проблема не в креативности или поиске новых идей, а в пересмотре позиций сторон и привлечении к переговорам новых игроков – ХАМАС, «Хезболлах» и Ирана.
Евгений Примаков, который в первый день работы конференции задавал тон дискуссии, изложил основные положения, которые должны стать основой нового мирного плана. Он предполагает активизацию квартета посредников с обязательным привлечением региональных лидеров, а также Китая и Индии. Это продемонстрирует Израилю и палестинцам, что ведущие державы и мировое общественное мнение хотят мира на Ближнем Востоке. Нельзя ограничиваться только посреднической ролью. Необходимо собрать то, что уже было наработано при Билле Клинтоне в 90-е годы, при Эхуде Ольмерте в 2000-е, и подготовить новый мирный план, своеобразный эскиз урегулирования, который заменит дорожную карту.
Эту позицию поддержали арабские участники форума. Они указали, что США не справились в одиночку с посреднической ролью и что поэтому нужно вернуться к многостороннему формату с привлечением других влиятельных стран (Турции, Индии).
Основные пункты нового мирного плана, по мнению Примакова, должны выглядеть следующим образом: обмен небольшими территориями, раздел Иерусалима (например, по так называемому «Плану Клинтона»), отделение права на возвращения от практических действий, то есть палестинские беженцы будут возвращаться на территорию палестинского государства, меры по обеспечению безопасности обоих государств. Примаков не исключил, что в дальнейшем возможно создание конфедерации палестинского государства и Иордании.
Высокий представитель генерального секретаря ООН по Альянсу цивилизаций Жоржи Сампайю, отвечая на вопрос «НГ», рассказал, что сейчас также необходимо развивать «человеческое измерение» ближневосточного мирного процесса, чтобы урегулирование происходило не только между политиками и дипломатами, но и между народами. Он отметил, что уже имеется значительный потенциал для такого сближения, существуют соответствующие инициативы «снизу», а также предложения о предоставлении финансирования от международных структур и общественных организаций.
Валетта (Мальта)