Исламская Республика Иран (ИРИ) и представители «шестерки» договорились о том, что переговоры по ядерной проблематике возобновятся на следующей неделе. 6–7 декабря глава внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон встретится в Женеве с главой иранской делегации Саидом Джалили. Однако судьба нового раунда переговоров под вопросом, поскольку иранский лидер Махмуд Ахмадинежад уже пообещал не идти на уступки Западу. На этом фоне появляются противоречивые сообщения о покупке Тегераном баллистических ракет северокорейского производства, способных достичь территории России.
Предстоящая встреча станет первой с момента приостановки переговоров год назад. Несколько недель потребовалось, чтобы согласовать дату и место для возобновления диалога. Иран предлагал провести встречу в Стамбуле. Однако ЕС отклонил эту инициативу, подчеркнув, что нет необходимости вовлекать в сложный процесс еще одну региональную державу. В столицу Швейцарии прибудут представители всех стран «шестерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция плюс Германия), а переговоры от их имени будет вести Эштон. Наблюдатели ожидают весьма напряженных и непредсказуемых дебатов.
Главной проблемой остается стремление Тегерана самостоятельно обогащать уран. По официальной версии, высокообогащенный уран нужен для производства топлива, однако он может использоваться и для изготовления атомных бомб, что вкупе с наличием у ИРИ баллистических ракет вызывает серьезные опасения у Запада.
Напомним, осенью прошлого года МАГАТЭ предложила Тегерану отправить его запасы низкообогащенного урана за границу для дообогащения и превращения в топливные элементы. Но иранцы фактически ответили отказом и принялись за выработку собственных планов, не устроивших «шестерку».
Накануне президент Ахмадинежад, выступая с публичной речью, заявил, что «ни на йоту» не поступится правами Ирана, закрепленными в Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Он также предупредил, что прогресс на переговорах возможен, только если они будут вестись «на основе справедливости и уважения».
США и их союзники подозревают Иран в том, что он использует мирную ядерную программу для прикрытия военных исследований. Вашингтон настаивает, чтобы иранцы полностью открыли свои ядерные объекты для инспекторов и прекратили обогащение урана.
Сильнее всех обеспокоен Израиль. Эксперты там подсчитали, что при желании Иран сможет создать ядерное оружие уже в ближайшие годы. Еврейское государство неоднократно давало понять, что не исключает военного решения проблемы. Документы, обнародованные WikiLeaks, свидетельствуют, что в Тель-Авиве считают 2010 год решающим в плане эволюции иранской ядерной проблемы.
В минувшее воскресенье в Тегеране неизвестные совершили нападения на двух видных ученых-ядерщиков, один из которых погиб, а другой был серьезно ранен. Власти ИРИ возложили ответственность за произошедшее на спецслужбы Израиля и западных стран.
Ситуацию усугубляют сообщения о том, что ИРИ могла получить в свое распоряжение 19 северокорейских ракет BM-25 «Мусудан», способных поразить цели в Западной Европе и в глубине территории РФ. Впрочем, опубликованный WikiLeaks секретный отчет о встрече российских и американских официальных лиц, на которой обсуждалась ядерная угроза со стороны Ирана и КНДР, свидетельствует, что, по мнению представителей РФ, ракетная программа ИРИ пока не представляет опасности, а «Мусуданы» – всего лишь муляжи для парада.